Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). Придворные женские чины были введены императором Петром I в «Табели о рангах» 24 января 1722 года …………………………….. Художник Louis-Michel van Loo Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной (1720–1761), урожденная Кантемир, жена Д. М. Голицына (1721-1793) Прежний теремной царицын штат, состоявший из боярынь, мамушек, кормилиц, постельниц и т. д. был превращен в строгий иерархический порядок
Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800 Художник François-Hubert Drouais Дарья Петровна Чернышёва, в замужестве Салтыкова (1739 – 1802) Художник Йозеф Грасси Портрет Александры Браницкой Новые чины имели немецкое название, но на их учреждение имел влияние и французский двор, который император наблюдал самолично обер-гофмейстерины жены действительных тайных советников (II класс) действительные статс-дамы действительные камер-девицы (IV класс), равный рангу жен президентов коллегий гоф-дамы (V класс), равный женам бригадиров (не получил значительного распространения) гоф-девицы (VI класс), равный женам полковников (не получил значительного распространения) камер-девицы Художник I. Bajenov Countess Anna Orlova На практике уже во второй четверти XVIII века получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий (первые четыре звания в течение XVIII века имели всего 82 лица; на 1915 год — 18 человек): обер-гофмейстерина гофмейстерина (с 1748 года) статс-дама (в 1796 году их 12) камер-фрейлина (камер-девица) (с 1730 года; в 1796 году не упоминаются, следующий раз упомянуты в 1834 году) фрейлина (с 1744 года; в 1796 году их 12). Художник Franz Xaver Winterhalter Елена Павловна Бибикова (1812-1888)- падчерица А.Х.Бенкендорфа, фрейлина, статс-дама; в первом браке Белосельская-Белозельская, во втором Кочубей Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Борщова, Наталья Семёновна 1776 Художник Vladimir Lukich Borovikovsky Портрет княгини А.П. Гагариной, урожденной Лопухиной. 1801 За Петром I продолжил уточнение служебной иерархии Павел I, поставив во главе придворного женского штата обер-гофмейстерину, в распоряжении которой находились гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин. Художник Vladimir Lukich Borovikovsky (1757–1825) Родзянко Екатерина Владимировна (1794-1877), ур.Квашнина-Самарина. С 1818 года жена генерал-майора Михаила Петровича Родзянко. Фрейлина, позже начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге. Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто (1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам со званиями; 1914 год: 261 из 280). Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Лишь немногим из них после замужества давалось более высокое звание; остальные по выходе замуж отчислялись от двора. В 1826 году Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах (эти фрейлины назывались свитными). Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон. Художник Karl Briullov Портрет Авроры Карловны Демидовой Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинском звании. П. Ф. Карабанов опубликовал в журнале «Русская старина» за 1870 и 1871 гг. известный, но изобилующий погрешностями список фрейлин XVIII века. Художник Никитин Иван Никитич. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710-е – 1720-е. Мария Кантемир (1700-1754) – дочь господаря Дмитрия и сестра поэта Антиоха. Несмотря на то, что замужество автоматически вело к потере должности фрейлины (не считая камер-фрейлин), многие из них более известны под фамилией мужа. В списке приведены оба варианта — сначала девичья фамилия, фигурировавшая во фрейлинских списках, в скобках — фамилия в браке. Художник Козин А. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова. Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), жена Михаила Федоровича Голицына (1801-1871) Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга (обычно 2-5 человек), приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам. Художник Орлов Пимен Никитич Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская Статс-дамы — вторая по численности группа дам (1914 год: 14 человек), как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды. Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли. Художник Алексей Петрович Антропов Портрет Анны Карловны Воронцовой (в девичестве Скавронской), вдовы бывшего канцлера Михаила Илларионовича Воронцова Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство. …………………………………………… Художник Жан де Самсуа. Портрет М.П.Салтыковой – "Осень", 1756. Матрена Павловна Салтыкова (ок. 1730-1813), дочь П.Ф. Балка-Полева от брака с М.Ф. Полевой, с 1750 жена С.В. Салтыкова (1726-1776) Художник Жан де Самсуа. Портрет графини М.Р. Воронцовой – "Огонь". Мария Романовна Воронцова (1738-1765), жена П.А. Бутурлина В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного (в 1834 г. Николаем I) фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили на правой стороне груди портрет императрицы (т. н. «портретные дамы»). Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при которых они состояли. В XVIII в. привилегией фрейлин было право носить локоны. Художник Franz Xaver Winterhalter Princess Elizaveta Esperovna Troubetzkaya, formerly Princess Belosselskaya-Belozerskaya 1859 Основанный при Екатерине II в 1764 году в Санкт-Петербурге Смольный институт стал «школой» будущих фрейлин, поступавших к императорскому двору. Многие из фрейлин становились фаворитками императоров
|