Четверг, 02.05.2024, 09:55

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Метеоритные кратеры на Земле, которые можно посетить
Метеоритные кратеры на Земле, которые можно посетить

Картинка 211 из 2046

К метеоритным дождям человечество уже привыкло: это красивое зрелище – не такая уж и редкость. А вот материальных следов, оставленных на нашей планете упавшими космическими телами, не так много, и все они по-своему уникальны.

Озеро Босумтви (Гана), расположенное внутри ударного кратера в 30 км от города Кумаси, – одно из самых красивых озер в Западной Африке.

Картинка 1 из 163

Его диаметр – 8 км, максимальная глубина – 80 м. Со всех сторон озеро окружено тропическим лесом и смотрится очень живописно, особенно на закате.

Озеро располагается внутри ударного кратера диаметром 10,5 км, образовавшегося после падения метеорита 1,07 млн. лет назад.

Главная особенность этого кратера – наличие в нем тектита, кусков темно-зеленого и черного стекла самой разнообразной формы, появившегося в результате расплава земных пород при ударе метеорита.

Прогуливаясь по землям общины Штайнхайм-ам-Альбух в Германии, вряд ли заметишь что-нибудь необычное. Но стоит подняться на возвышенность, приглядеться – и увидишь, что расположена она в Штайнхаймском метеоритном кратере (Баден-Вюртемберг).

Его диаметр – 3,8 км, и образовался он приблизительно 14-15 млн. лет назад в результате падения космического тела. Изначально глубина кратера составляла более 200 м, и в нем несколько миллионов лет было озеро.

Но к моменту появления первых людей в этих местах оно успело пересохнуть. Вода, естественная эрозия и человеческая деятельность серьезно изменили внешний облик данной местности.

Более 4000 лет назад железо-никелевый метеорит весом более полутонны, войдя в плотные слои атмосферы, распался на части и оставил на поверхности земли 12 кратеров, названных впоследствии кратерами Хенбери (Австралия).

Наибольший из них имеет диаметр 182 м, а наименьший – всего 6. Европейцы обнаружили кратеры в 1899 году и назвали их по близлежащему пастбищу, владельцы которого происходили из одноименного английского городка.

Целенаправленные научные изыскания были начаты лишь в середине прошлого века. Всего было найдено более 500 кг обломков метеорита, самый крупный из которых весил 10 кг.

Чтобы сохранить уникальный ландшафт, правительство Австралии превратило место падения метеоритов в заповедник Henbury Meteorites (Метеориты Хенбери), расположенный в 132 км к югу от Алис Спрингс.

Кратер Рошшуар (департамент Верхняя Вьенна, Франция) является самым известным кратером на территории Франции, а порода, образовавшаяся после падения, на протяжении нескольких столетий использовалась для возведения замков.

Космическое тело массой 6 млрд. тонн, оставившее после себя кратер с диаметром в 23 км, упало на Землю более 214 млн лет назад.

Кратер «Перевернутый купол» (Юта, США) является визуально одним из самых необычных космических образований нашей планеты.

Расположенный на территории Национального парка Каньонлендс (Canyonlands National Park) недалеко от городка Моаб, он внешне более всего напоминает каньон причудливой формы.

Возможно, именно поэтому «Перевернутый купол» был окончательно признан метеоритным кратером лишь в 2008 году, когда были найдены образцы кварца, подвергшегося плавлению при сверхвысоких температурах.

Также были обнаружены следы сильнейшей эксплозии на скалах, которые возможны либо при столкновении космического тела с землей, либо при ядерном взрыве.

Метеорит, оставивший кратер диаметром 10 км, столкнулся с Землей предположительно, более 170 млн лет назад. Точные размеры и структуру космического тела ученым еще предстоит установить.

Большинство озер в Карелии имеют ледниковое происхождение – но не озеро Суавъярви (Россия), расположенное в 56 км к северо-западу от Медвежьегорска.

Внешне такое же, как и все, но, в отличие от всех остальных, находится в самом центре древнейшего ударного кратера на нашей планете, возраст которого составляет 2,4 млрд лет.

Открыт же кратер, имевший изначально диаметр в 16 км, был лишь в 1980-х, когда советским геологам удалось обнаружить здесь импактные алмазы – очень редкие и твердые, способные резать даже обычные алмазы, добытые в кимберлитовых трубках.

С индийским соленым кратерным озером Лонар (Махараштра), расположенным в четырех часах езды от города Аурангабада, связано множество мифов и легенд.

Согласно самой распространенной из них, в подземном убежище на его месте прятался демон Лонасура, разорявший окрестности. Богу Вишну в образе прекрасного юноши удалось соблазнить его сестер и выведать место, где прятался их злой брат.

Реальная же история происхождения озера заключается в том, что более 50 тысяч лет назад метеорит врезался в базальтовую скалу, в результате чего образовался кратер диаметром 1800 м и максимальной глубиной 150 м.

Он быстро наполнился водой из открывшегося источника и образовал непроточное соленое озеро с резким неприятным запахом.

Кратер Вредефорт (провинции Фри-Стейт и Северо-Западная, ЮАР) со всех точек зрения можно считать рекордсменом среди кратеров.

Во-первых, он входит в список самых больших ударных кратеров Солнечной системы: его диаметр около 300 км, и в нем могла бы поместиться небольшая страна.

Во–вторых, если не брать в расчет неизученный вероятный кратер в Антарктике, скрытый от ученых под толщей льда, чей предположительный диаметр составляет 500 км, то южноафриканский гигант является крупнейшим объектом космического происхождения на Земле.

В-третьих, возраст более 2 млрд лет делает его и одним из старейших кратеров на планете. В-четвертых, Вредефорт имеет кольчатую (мультикольцевую) структуру, редко встречающуюся среди подобных объектов.

И наконец, породивший его астероид считается одним из самых больших космических тел, когда-либо сталкивавшихся с планетой: он имел диаметр около 10 км.

Кратер Каали (остров Сааремаа, Эстония) является самым молодым из известных на данный момент ударных кратеров на планете – его возраст не более 4000 лет.

Падение метеорита, создавшего Каали, зафиксировано в фольклоре народов Прибалтики и Скандинавии, а одноименное озеро, образовавшееся в кратере, было местом жертвоприношений языческим богам.

Масса упавшего метеорита, предположительно, была более 400 тонн. Из-за трения в атмосфере он распался на несколько частей, которые образовали группу из девяти кратеров. Каали является самым большим из них.

Кратер Бэрринджер (Аризона, США) является самым известным метеоритным кратером в мире. Про него снято множество документальных фильмов, а его изображение используется, как наглядная картинка последствий столкновения космического тела с Землей.

В 1960-х астронавты НАСА проходили в кратере, возникшем примерно 50 тысяч лет назад после падения 50-метрового железного метеорита весом в 300 тысяч тонн, тренировки перед отправкой на Луну.

Его диаметр – 1,2 км, а наибольшая глубина – свыше 170 м.

/По материалам loveopium.ru/