Пишет ertemedka
В далеких, увлекательных путешествиях обычно не успеваешь посетить, увидеть всё, что хотелось бы. Причуды погоды, жесткий график и еще множество причин тому виной. В таких случаях уговариваешь себя и спутников, что всё к лучшему – ведь появилась ещё одна причина вернуться в эти края. Сюжет ещё не завершён. Не все «спеты песни».
Пожалуй, на просторах бывшего СССР не найдется человека, не слышавшего песню, в куплетах которой загадочный «Баргузин пошевеливает валом». Стихотворение Дмитрия Павловича Давыдова, смотрителя Верхнеудинского уездного училища, написанное в 1848 году, уже в середине 1850-х переложено на музыку. Но настоящую известность песня «Славное море – священный Байкал» обрела через 110 лет, после публикации романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». В одной из глав романа коллектив «городского зрелищного филиала» хором распевал «Эй, Баргузин, пошевеливай вал...» и всё никак не мог остановиться.
Мой отчий край – долина Баргузина. Над ней сплошной стеной стоят хребты. Как в небе облака, бело и длинно В степи овечьи тянутся гурты.
Мой отчий край в народе величают Высокой поднебесною землей. Великолепье темных скал венчает Бархан-гора вершиной ледяной.
Мой отчий край соседствует с Байкалом, И Баргузин всю жизнь спешит туда, Где медленно вздымает вал за валом Бездонная былинная вода.
В ветвях крадется соболь, замирая, Хребты надежно держат небосвод. Откуда я? Из песенного края! Кто я такой? Сын этих гор и вод!
Николай ДАМДИНОВ
Конечно же, загадочный «пошевеливающий валом» Баргузин – не мифологическое чудовище, а могучий байкальский ветер, дующий из Баргузинской долины. Впрочем, этимология слова «Баргузин», восходит к очень, (IX-XII), средним векам, когда монголоязычный народ Баргуты оттеснил союз племен Курыканы, на север. Этноним «баргут» переводится как «окраина», «глушь», а в средневековых монгольских летописях эта земля носила название Баргуджин Токум – «окраинная, пограничная земля». Таким образом, после XII века вся эта местность вошла в состав общемонгольского государства. А баргутам была предоставлена честь служить в личной гвардии Чингисхана. Кстати, некоторые исследователи, а также множество энтузиастов утверждает, что где-то в этих краях находится могила Чингисхана, (впрочем, другие уверяют, что могила Тэмуджина на о.Ольхон, в пещере мраморной скалы). Баргуты же и после смерти сюзерена хранят ему верность. Предание гласит, что «... когда в Баргузине начала расти береза, которая до того времени не росла, то баргуты, предчувствуя, что скоро страною этою овладеет белый царь и, не желая сделаться его подданными, ушли в Монголию».
«Окраинные земли» были заняты тунгусами, коих и встретили русские казаки, основавшие в начале лета 1648 года Баргузинский острог. Сто лет спустя в эти места переселились и буряты.
А спустя еще 260 лет этот благословенный край посетили мы с тумэном Гриней.
В Баргузинском крае есть свои семь чудес света и десять мест, обязательных к посещению. И все это на площади в 18.000 кв.км, (для сравнения, площадь Израиля, (пока что), чуть больше 22.000 кв.км). А у нас два дня. Чтобы читатели полнее представили себе стоящую перед нами проблему, ниже, представлен конспективный список самых-самых мест Баргузинского края: 1. Первый государственный заповедник России – Баргузинский, был основан в 1916 г. с целью сохранения и изучения соболя 2. Ушканьи острова – самое крупное лежбище нерпы на Байкале 3. 3000-летние петроглифы и могильники 4. Ининский сад камней – уникальное геологическое образование 5. Полуостров Святой Нос – шаманская святыня 6. Бык-Камень 7. Дацан богини Янжимы 8. 9. 10…Наконец, прекрасный Чивыркуйский залив, загадочная Змеиная бухта, святая гора Барагхан, могила и памятник декабристам братьям Кюхельбекерам, Спасо-Преображенский собор, построенный в 1834 году...
Хотелось увидеть всё, и желательно не только увидеть, но и проникнуться духом, впитать атмосферу, подзарядиться… Короче, дабы избежать назревающего кризиса и как-то свести воедино желания с реальностью, нужно было срочно провести военный совет. Ставка наша находилась в поселке Усть-Баргузин, в гостевом доме одного из Гришиных почитателей и последователей. Что-ж, решили мы, если военный совет, то только в бане! Оная как раз была уже растоплена, а Беликто Доржиевич, смотритель сего чудного уголка призывно махал веником, мол, давайте, оголяйтесь, сейчас веничком-то всю дурь вышибу!
В Интернете в комментариях на форумах часто можно встретить надпись «+100!», обычно выражающую высшую степень согласия читателя с автором. Оказывается, «плюс сто», может быть еще и температурой в парилке… Разомлевшие и умиротворенные мы легко пришли к выводу, что пускай всё-всё-всё увидеть не успеем, тем сильнее будет желание вернуться в эти благословенные края.
В девять утра следующего дня мы уже стоим на переправе. Паром приветственно гудит — дамы машут платочками и подбрасывают чепчики, а нас уже тянет катер «Дорожный» «сквозь просторы» реки Баргузин. Первая наша цель – Бормашиное озеро в заповеднике. На въезде всё строго. Нужно заполнить форму, указать на какое количество дней мы въезжаем, и оплатить сбор. На обочинах дороги деревянные скульптуры, пахнет Лукоморьем и кажется, что вот-вот из-за дерева покажется кот ученый. Небольшое озерцо на перешейке, отделяющем полуостров Святой Нос от материка, встречает нас солнышком. Позагорали, половили рыбку и в путь.
Подъезжаем к развилке. Направо, дорога ведет на полуостров, в поселок Курбулик, на Чивыркуйский залив, в самое сердце заповедника, где много-много интересного. Синхронно вздыхаем с тумэном и поворачиваем коней налево, из заповедника в сторону села Баргузин, а там и дальше.
Дорога неблизкая. Гриня развлекает меня рассказом о геральдических ошибках. В далеком 1790 году Императрица Всероссийская Екатерина Вторая, утвердила гербы Иркутска, Верхнеудинска, (Улан-Удэ), и Баргузина. Герб Иркутска, это «в серебряном поле бабр, бегущий по зеленой траве в левую сторону щита и имеющего в челюстях своих соболя». Бабр, это уссурийский тигр, таким образом, в гербе Иркутска был изображен самый необычный для европейской России зверь, и соболь, дающий самый ценный мех. Верхняя часть гербов Верхнеудинска и Баргузина – Иркутская. Так и бегали эти три бабра с соболями во рту до 1878 года когда грянуло очередное утверждение губернских и областных гербов Александром Вторым. День 5 июля 1878 года был уникальным в русской геральдике. Одновременно было утверждено 46 гербов территорий Российской Империи. И никто не заметил ошибки — неизвестный чиновник исправил бабра на… бобра. Пришлось местным иркутским художникам пририсовывать на гербах бабру перепончатые лапы и большой бобровый хвост. А Верхнеудинские и Баргузинские художники продолжили рисовать тигров. Ошибка была исправлена сто с лишним лет спустя, в 1997 году государственной Герольдией при Президенте России, но иркутяне так привыкли к своему мифологическому тигро-бобру, что изображение до сих пор не изменено.
За разговорами не заметили, как доехали до цели нашего путешествия. Одна из богинь индуизма – Сарасвати, покровительница искусств и наук, осуществляющая брак неба и земли. Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства. Именно ей приписывают изобретение санскрита, давшего начало всем современным языкам индоевропейской семьи. В Бурятии эта богиня известна под именем Янжима. Богиня мудрости, покровительница материнства, детей и студентов. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины. В тридцатые годы прошлого столетия, во время репрессий, близ села Ярикто было захоронено имущество Баргузинского дацана. В начале нового тысячелетия, в 2001 году дровосеки находят в расщелине скалы ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд, указывающую на особое значение этого места. Эта местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «до встречи». Здесь находятся две скалы, что как бы встречаются друг с другом. Говорят, что именно в этом месте высший мир встречается с миром людей. Небо встречает землю. В мае 2005 года ламы во главе с хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым исследуют эту местность в поисках буддийских реликвий, а также определения места строительства будущего дацана. 2 мая 2005 года хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть» где спрятаны реликвии. После глубокого созерцания он ясно увидел в 20 метрах от себя посреди деревьев лик божества на скальной породе. Примечательно, что до этого момента никто на скале лика не замечал, а место всегда было довольно многолюдное. И хотя, в первые дни мнения лам чье именно изображение проявилось, расходились, но после священного Хурала пришли к выводу, что это изображение богини Янжимы. Кстати, в пользу Янжимы говорит и тот факт, что село Эласун, на которое обращен лик богини, традиционно отличается многодетными семьями. В 70-е годы здесь на сто дворов приходилось 15 матерей-героинь, и деревня была официально признана самой многодетной в России.
От ворот дацана тропой мы поднимаемся в гору. Сосны и березы по бокам увиты разноцветными ленточками, именными хадаками. На пеньках, возвышениях – повсюду мелкие монеты и пирамидки из камней. Кажется, плывешь по какой-то реке, на берегах которой другой мир. Скоро в округе не видно ни одного дерева без ленточки. И, странное дело, хотя подъем в гору и дается с трудом, но душа как будто бы освобождается от камней. Становится легкой, даже «гулкой». Как будто освобождается внутри место для чего-то большого. Сквозь разноцветные ленточки мы видим скалу, сверху прикрытую стеклом. Вокруг люди. Кто-то с детской одеждой, игрушками. Другие молятся. И очень тихо. Мы вглядываемся в камень, но лика не видим. Тогда обходим сакральное место три раза по часовой стрелке, кладем по монетке. Я поднимаю глаза и вижу танцующую богиню. Толкаю тумэна. Он говорит, что думал, там просто лик изображен. Отходим в сторону. Рядом небольшое помещение, в нем тетрадь для записей. Оставляю приветствие на иврите. Кто знает, когда еще наши сюда заберутся.
После, спускаемся в дацан, получить благословение у ламы. Лама совсем молодой, спрашивает правда ли, что евреи не едят молочное с мясным. Мы выходим за ворота, напротив – буузная, или позная, (позы – мелко порубленное мясо в мешочках из теста, варится на пару, отличается от узбекских мант тем, что в верхней части теста оставляется дырочка). Кушаем традиционные три позы с двумя кусочками черного хлеба и чаем с молоком. Вот и дорога. Накрапывает дождь. Говорят, дождь в дорогу — к удаче.
|