Давайте обсудим, что случится с авто, если ударит мороз в -40°С.
Начнем с того, что при такой температуре замерзает ртуть в градусниках, водка превращается в гель, кипяток, выплеснутый из окна на улицу, сразу превращается в снег, и даже металл меняет свои свойства ...
Несмотря на то, что живем мы в умеренном климате, — глядя на градусник, и видя ежедневное понижение температуры, — от природы можно ожидать еще и не таких аномалий.
Так как автомобиль состоит из набора металлических, пластмассовых, стеклянных запчастей, а также набора технических жидкостей, которые имеют свою температуру замерзания, — особо низкие температуры сказываются на нем не лучшим образом.
Следует отметить, что в заводских условиях абсолютное большинство автомобилей подготавливают для эксплуатации при температурах не ниже -25°C.
Пластик и резина
При температуре близкой к -40°С пластиковые детали автомобиля станут хрупкими и будут разбиваться и трескаться от малейшего удара. Это касается в первую очередь брызговиков, которые вряд ли выдержат даже одну поездку, бамперов, на которых попадание даже мелкого камня оставит отверстие. Даже малейшее ДТП при температуре -40°С может привести к «осыпанию» всей пластмассы
Резинотехнические изделия станут твердыми, и будут ломаться от малейших усилий: уплотнители дверей, пыльники, шланги и т.п.
Автомобильные стекла, имеющие сложную структуру, — могут потрескаться.
В результате, даже малейшее ДТП при температуре -40°С может привести к «осыпанию» всей пластмассы, резины и стекол автомобиля.
Жители Крайнего Севера (если все же удалось завести автомобиль) советуют несколько километров проехать на самых малых скоростях — для того, чтобы разогреть покрышки.
Технические жидкости
Технические жидкости — это моторное масло, трансмиссионное, охлаждающая жидкость, гидравлические жидкости (в тормозной системе, сцеплении, гидроусилителе руля).
Моторное, также как и трансмиссионное масло (а также и другие жидкости), имеют вязкость, которая зависит от температуры окружающей среды . И при температуре, близкой к -40°С работу двигателя (теоретически) сможет обеспечить только масло с индексом 0W.
И это притом, что на нашем рынке самыми низкотемпературными являются масла с индексом 0W-30, которые могут выдержать температуру от -30° до +20°, или 0W-40 — от -30° до +35°. Изредка встречается 0W-20.
Вспомните: у многих ли залито моторное масло, рассчитанное для такой температуры? В самом лучшем случае — до -30°С.
Температура застывания синтетического трансмиссионного масла в лучшем случае может достигать -46°С (а минерального -7°С). При этом рабочий диапазон температур (т.е. масло уже не представляет собой ледяной монолит) начинается именно с -40°.
Охлаждающие жидкости бывают разные. И температура их замерзания во многом зависит используемых присадок и качества жидкости. В зависимости от того, какой антифриз залит — он может замерзнуть при температуре от -65°С до -15°С.
В целом можно сказать, что охлаждающие жидкости с температурой замерзания -40°С имеют синий (бирюзовый) цвет, а с температурой замерзания -65°С окрашены в красный (розовый).
При -40°С в автомобилях, эксплуатируемых в наших широтах, моторное и трансмиссионные масла замерзнут
Жидкость для омывателя часто продается в виде концентрата с температурой застывания -40°С или -60°С. Вспомним: кто из нас заливал в бачок неразбавленный концентрат?
Гидравлические жидкости в основном имеют температуру застывания около -50...-60°С. При -40° они не замерзнут, но увеличатся гидравлические потери, уменьшается скорость срабатывания гидроприводов: автомобиль будет плохо слушаться рули и педали тормоза, будут плохо переключаться передачи, а подвеска станет жесткой.
АКБ
При снижении температуры аккумулятор теряет свою емкость, и может наступить момент, когда он попросту замерзнет.
В холодном климате (в котором средняя температура января от -30 до -15°С) используют аккумуляторы с плотностью электролита 1280 кг/куб. м. В очень холодном (в январе от -50 до -30°С) для лета используют аккумуляторы с плотностью 1260 кг/куб. м, а зимой — с плотностью 1300 кг/куб. м.
Вряд ли кто-либо из отечественных водителей запасся сменным аккумулятором «для зимы».
Двигатель
При снижении температуры твердость стали увеличивается, но снижается ее ударная сопротивляемость (сталь становится хрупкой).
Критическая температура зависит от исходного состояния руды, обработки металла и множества других факторов. Но при температурах ниже -40°С замечена тенденция к резкому снижению ударной сопротивляемости.
В результате запуска автомобиля, на холодный двигатель с «повышенной хрупкостью» будут действовать повышенные силы, при чем элементы двигателя будут иметь увеличенные технические зазоры (те, которые «входят в норму» при прогреве). Кроме того, резкий перепад температур никогда не шел на пользу ни двигателям, ни каким-либо иным техническим устройствам.
Соответственно, низкая температура увеличивает опасность разрушения двигателя, а если он все же заведется, то будет работать с большим перерасходом топлива.
Советы
Как видим, температура в -30-40°С достаточно критична для автомобилей наших широт. Тем не менее, отчаиваться не стоит. Приведем несколько советов, полезных при эксплуатации авто при особонизких температурах:
Бак желательно держать заполненным — для того, чтобы не образовывался конденсат на стенках.
Для того чтобы не подвергать лишним нагрузкам стекла, обогрев салона нужно направлять только на ноги.
При температуре ниже -25-30°С следует применять «арктическое» дизельное топливо. Может потребоваться антигель («разжижает» дизель).
Топливо нужно использовать самого высокого качества, бензин — с максимальным допустимым октановым числом.
Фары зажигать лучше еще в гараже (если таковой имеется) — иначе от резкого перепада температур могут перегореть.
Желательно прикрыть решетку радиатора (для некоторых моделей авто «заглушка» поставляется в комплекте с автомобилем).
При температуре -30°С и скорости ветра 1-5 м/с выключенный двигатель даже с защитным чехлом полностью остывает в течение получаса. Поэтому во время поездок старайтесь без особой необходимости не останавливаться более чем на 10-15 минут.
Итог
Следовательно, при -40°С в автомобилях, эксплуатируемых в наших широтах, моторное и трансмиссионные масла попросту замерзнут, жидкость для омывателя и охлаждающая жидкость, приобретенная на базаре, — превратятся в лед, могут потрескаться стекла.
Аккумулятор (если не замерзнет) будет работать не более чем на 15-20% своих возможностей.
Если автомобиль все же заведется и поедет — он не будет слушаться руля и тормозов, малейший камень, попав в бампер, оставит след, а двигатель будет испытывать лишние нагрузки и обеспечит перерасход топлива.
В заключение хочу сказать следующее: к счастью, такие морозы не слишком частые гости в наших широтах, иначе к каждой зиме пришлось бы готовиться настолько основательно, что это было бы равносильно покупке нового авто.
Да и само понятие «мороз» — весьма относительное. Например, во многих районах Сибири средняя температура в январе составляет -45-47°С, а в поселке Оймякон была зафиксирована температура -71,2°С (!).
Последствия для автомобиля в результате воздействия низких температур могут быть нешуточными. Нужно быть просто готовым: кто предупрежден, тот вооружен!