В каждой стране существуют собственные подходы к образованию. Хотя европейские страны и стараются унифицировать собственные образовательные системы, дать студентам мобильность. Каждая система имеет как нормативные части, предметы общеобразовательного плана, которые должны быть изучены обязательно, так и вариативный компонент, где полностью проявляется специфика учебного заведения или учащегося. В данном обзоре познакомимся с отдельными специфическими учебными заведениями со всего мира.
1. Terraset Elementary School PTA (США)
Эта школа в первую очередь интересна своей конструкцией. Она была построена в Рестоне в 70х годах прошлого века. В тот период США сотрясал энергетический кризис и при конструировании школы проблема минимизации затрат энергии была одной из главных. Проект сделали действительно оригинальный – школу построили внутри холма. Точнее срыли вершину, построили здание и затем насыпали холм поверх конструкции. За счет земляного покрытия была решена проблема теплоизоляции и уменьшения затрат на отопление. Далее с помощью солнечных коллекторов была получена энергия для других нужд, например вентиляции и охлаждения. Так город получил интересную достопримечательность, а школа оказалась самой мало затратной в энергетическом плане в стране. система образования же особому изменению не подверглась, Террасет является обычной американской младшей школой. Есть в ней, конечно и свои изюминки. Например семейная игра в бинго и забеги по городским улицам.
2. ALPHA Alternative School (Канада)
Школа ALPHA была основана в 1972 году в Торонто (провинция Онтарио). Вот тут в первую очередь создатели сильно поработали над образовательным компонентом. Школа является одним из самых свободных учебных заведений – без оценок, жесткого расписания и домашних заданий. Нет постоянного контроля или наказаний за проделки. Каждый ученик полностью самостоятелен в выборе своих занятий и времяпровождения. Даже классы сформированы не по возрастному принципу, а по интересам: кроме правописания и математики есть кулинария, лепка, элементарная философия. Главной задачей учителей стало не мешать, помочь ребенку развить свои способности, получить удовлетворение от процесса обучения, удовольствие от своих интересов. Есть стойкая система самоуправления, в рамках которых действует комитет из учителей и учеников. Любые предложения должны быть аргументированы и могут быть вынесены на комитет. Задача комитета принять обоснованное и чаще всего компромиссное решение.
3. «Кенэлэкэн» (Россия)
Эта школя явилась компромиссом существующей стационарной системы образования и особенности жизни кочевых народов. У детей кочевников (овчаров, оленеводов и т.д.) часто были проблемы с получением образования. Ведь им нужно было либо оставаться в интернатах при стационарных школах, расставаясь с семьей на три четверти года. Либо просто отказываться от образования, что бы оставаться с родными. В Якутии в Оленекском эвенкийском национальном районе эта проблема решается с помощью настоящих кочевых школ, которых действует уже более десятка. Конечно, рассчитаны они на небольшое число учащихся, но представляют собой просто еще одну палатку на стоянке кочевников. У детей есть специальное расписание, имеется доступ к спутниковому интернету. Благодаря этому ученики могут получать домашние задания и передавать свои контрольные работы в стационарные школы.
4. Busan International Foreign School (Южная Корея)
Эта школа в Пусане предназначена для иностранцев. В первую очередь тут обучаются дети работников-эмигрантов, тех, кто приехал по долгосрочному контракту, дети-участники международных обменов. Эта полинациональная школа призвана, в первую очередь, смягчить вхождение детей в новую для них культуру, приспособить ребят к новым жизненным условиям и дать возможность успешно поступить в корейский вуз. Поэтому программа обучения очень насыщенная. Именно проблема культурной интеграции, которая особенно остро встает перед отдельными детьми в обычных школах, здесь решается опытными учителями-психологами. Детей обучают находить способы взаимодействия со сверстниками, проводят обучение как минимум трем языкам (корейскому, английскому и испанскому), устраивают занятия по культуре родных стран и народов учеников.
5. Mountain Mahogany Community School (США)
Эта школа также ориентирована на удовольствие – от процесса обучения, об общения и взаимодействия с миром. Первой новинкой является способ поступления в школу: все желающие могут отправить свои заявки, а поступившее определяются в результате лотереи. Главные принципы обучения в школе – безопасность, удовольствие, эмоциональное развитие. Главным условием хорошей усвояемости материала считается позитивная атмосфера и вовлеченность в образовательный процесс учеников. В школе также присутствуют кроме общеобразовательных предметов множество дополнительных занятий – шитье, кулинария, садоводство. Последнее особенно популярно, дети с удовольствием работают в пришкольном саду, выращивают фрукты, которые сами и едят потом.
6. Choir Academy of Harlem (США)
Главной целью этой гарлемской школы является раскрытие музыкального потенциала детей. Общеобразовательная программа, имеющая сильный гуманитарный уклон, тесно переплетается с творческими занятиями – пением, игрой на различных инструментах, танцами. Детей оценивают при вступлении на владение ритмом, способность к концентрации внимания и чувство времени. Но обязательным условием есть желание ребенка заниматься музыкой. Кстати, интересный факт – школа даже сможет снабдить ученика музыкальным инструментом, если это не по карману родителям. Есть в школе и спортивные команды – футбольная и бейсбольная со всеми положенными атрибутами.
7. Бьялик-Рогозин (Израиль)
Эта школа в Тель-Авиве предназначена для детей нелегальных эмигрантов и беженцев. Все они очень разные, но большинство уже пережили слишком многое, потеряли родных, терпели лишения. Эти дети приехали из самых разных уголков Земли, они говорят на разных языках и поклоняются разным богам. Дети тут не только получают образование, но и психологическую помощь, заботу, их тут одевают, кормят, поят. Короткометражка Гудмана и Саймона «Здесь нет чужих» об этой школы удостоилась премии «Оскар» в 2011.
8. Школа Компонг Луонг (Камбоджа)
Самым крупным на Индокитайском полуострове пресным водоемом является камбоджийское озеро Тонлесап. Недалеко от озера расположен знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, а на озере плавучая деревня Компонг Луонг. В деревне есть не только дома, но и магазины и даже школа. Кстати в подобнах условиях функционируют и школы в некоторых районах Бангладеш . В школе большинство детей – сироты, которые там не только учатся, но и живут. Их родители погибли во время рыбной ловли во времена подъема вод озера в сезон дождей. Детям помогают туристы, для которых стало хорошей традицией во время посещения деревни скупать ассортимент магазинчиков и отдавать его в школу.
9. Ørestad Gymnasium (Дания)
Здание Орестад было построено в Копенгагене компанией 3XN, а в 2007 году его назвали лучшим во всей Скандинавии. Эта гимназия была открыта первой после образовательной реформы Дании, а здание атло настоящим шедевром. В гимназии учатся старшеклассники, которые планируют продолжить дальнейшее обучение в области коммуникации и СМИ. В школе нет отдельных аудиторий, скорее это одно цельное помещение отделенное условными перегородками. С помощью беспроводного интернета все ученики и учителя все время находятся на связи. Центром здания является огромная лестница, а на переменах ученики имеют возможность отдохнуть на ярких подушках и посмотреть на потолок-небо.
10. Watershed School (США)
В США идет активная урбанизация, из-за чего фермерство просто растворяется как класс. Именно на сохранение фермерской культуры ориентирована школа Watershed в Боулдере (штат Колорадо). Кроме общеобразовательного базиса дети изучают принципы фермерства прямо на местах, они ходят в различные походы вместо уроков географии и биологии, сплавляются на байдарках, гуляют по лесам. Так же дети при помощи учителей собирают роботов, пишут песни, придумывают сценарии для видеоигр. А физическая подготовка кроме футбола включает йогу, горные велосипеды и фрисби.
|