Гобеле́н (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слово «тапес» и «тапетум» (лат. tapetum) соответственно означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Оно впоследствии стало основой в разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества[1]:7. По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нити, такие ковры в Европе получили наименование арраци, арецци или аррас. Популярность шпалер из Арраса была так высока, что в Италии и Польше любые безворсовые ковры стали называться «арецци», «аррас»[2]:43. В XVI веке возникло слово вердюра, образовано от фр. Verdure) — зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества. В настоящее время французским термином tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный текстиль. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели. Позднее так же стало называться и полотно, выполненное на машине (гобеленовая ткань). Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bierve) красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. По представлению Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие — называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен» http://nifdugu.ru/19531-gobeleny.html
|