Часто приходится слышать и читать восторженные отзывы о
корректности японцев: тебе там никогда не нагрубят и даже не подадут
вида, что недовольны; перед тобой всегда извинятся, даже если ты не прав.
Секрет такой вежливости состоит в том, что в Японии всегда используют
позитивный метод общения, который заключается в трёх простых правилах.
1 правило: Никогда не говорить слово «НЕТ»
Например, если спрашиваешь в японском магазине «У вас есть мясо?», вам всегда ответят «Да, у нас есть рыба».
Любой нормальный человек удивится: «Странно я же спрашиваю мясо, а мне предлагают рыбу».
А кому из нас нравится слышать слово «нет»? С раннего детства мы слышим это пресловутое «нет» и прочие запреты. «Мама, можно я пойду гулять? – Нет, сиди, делай уроки». «Мама, можно я пойду на дискотеку? – Нет, тебе еще рано».
А вот если бы мама сказала «Можешь, конечно, пойти погулять,
только давай я проверю, как ты сделал домашнее задание» или «На
дискотеку можно, ждем тебя к ужину в 9».
И неважно, что в первом случае тебе придется уныло плестись к своему
письменному столу и делать уроки, а во втором возможно дискотека
начинается только в 10 и нет смысла собираться. Но ведь создается
впечатление, что мама меня понимает, она мне доверяет, а я все равно
умнее и хитрее .
Так что же такого делают японцы, чего не делала мама? Японцы никогда
не отказывают, а предлагают альтернативу из того, что у них имеется. Они
дают человеку выбор, этим показывая, что не все так плохо!
Поэтому, старайтесь избегать слова «нет» и частицы «не» в своей речи.
Негативная формулировка |
Позитивная формулировка |
Вы не против, если? … |
Давайте обсудим сначала А , потом – Б… |
Не могли бы вы подсказать? |
Скажите, пожалуйста. |
Насколько я помню, мы договаривались обсуждать контракты, не так ли? |
Насколько я помню, мы договаривались обсуждать контракты , это верно? |
Не задумывались ли вы о том?... |
Вы сталкивались с тем, что?... |
Скажите, а вы не замечали, что?... |
Вы замечали, что?... |
Не хотели бы вы попробовать этот вариант? |
Вы хотели бы попробовать именно этот вариант или вариант А? |
Вам это понравилось, не так ли? |
Что вам в этом больше всего понравилось? |
2 правило: Любая информация нейтральна, все зависит от того, как к ней к ней относится.
Правильно подобранное слово в нужный момент – это как скальпель
хирурга, который может вылечить человека, а может оставить инвалидом.
Ведь в словах заключена огромная сила. Именно слова определяют наше
поведение, наше отношение к другим людям, наше настроение и самооценку.
Вот представьте, вы только что познакомились с хорошим человеком. Как
изменится ваше отношение к нему, если кто-то скажет: «Он шпион». А если
скажет по-другому: «Он разведчик». В первом случае вы уже почти начали
презирать человека, а во втором – прониклись к нему большим уважением.
Этот принцип ярко описан в притче о Страшном сне:
Один восточный властелин увидел сон: будто у него выпали один за
другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить
тебе, что ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова
вызвали гнев властелина.
Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя.
Тот, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе, что ты переживешь
всех своих родных!». Властелин был обрадован и щедро вознаградил
толкователя.
Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и
твой предшественник». На что последовал ответ: «Мы оба одинаково
истолковали сон. Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать».
3 правило: Позитивный настрой
Как видите, легко использовать позитивный язык может тот, кто
позитивно настроен. А позитивно настроиться можно при помощи приема
«рефрейминг». Сам термин произошел от английского слова «Frame» (рамка).
Почему рамка, спросят самые логичные из вас?
А потому, что смысл любого события зависит лишь от того, в какую рамку
мы его вставим. Меняется рамка – меняется смысл. Когда меняется смысл,
реакция и поведение тоже изменяются.
Так вот, этот прием позволяет изменить смысл любого события в
зависимости от того, с какой точки зрения оценим. Т.е., описывая
ситуацию другими словами, мы меняем отношение человека (и себя в том
числе) к ней.
Каждый столичный житель сталкивался с таким явлением как автомобильная
пробка. И конечно, кто не испытывал по этому поводу целый арсенал
негативных эмоций начиная от легкого расстройства и заканчивая яростным
гневом.
Но, независимо от того, что ты чувствуешь, пробка рассасываться
быстрее не станет. Так имеет ли смысл тратить свои драгоценные нервные
клетки на негативные эмоции? А если посмотреть на ситуацию другими
глазами, вставить ее в другую рамку, то можно найти позитив и в этой
ситуации.
И тогда обязательно придет хорошая идея о том, как вынести пользу из этого. Например: «Ничего страшного, пока я могу спокойно почитать (послушать) книгу/ послушать музыку/ новости/ отдохнуть от компьютера».
А если никакая идея не приходит сразу, попробуйте использовать приставку «ЗАТО». Тогда получится «ЗАТО пока все работают, я могу спокойно почитать/ послушать музыку». Чувствуете разницу?
Рефрейминг можно применять в том случае, если мы будем понимать, что в
нашей жизни все события условно можно разделить на два типа: приятные
(как подарки) и … полезные (как чеснок). И тогда в любой ситуации, даже в
самой критической, можно увидеть пользу!
Негативная ситуация. Рефрейминг. Рефрейминг с помощью ЗАТО.
Лифт не работает! Мне придется подниматься на 5 этаж пешком! Какая замечательная возможность сделать зарядку для ног! Зато я, наконец, посмотрю, как выглядит мой подъезд.
Я сломала каблук в туфлях! Прекрасный повод купить себе новые туфли! Зато новые туфли будут более модные, чем эти
Начальник дал срочное задание. Придется остаться после работы...
Расширение моих обязанностей – это хорошая возможность для карьерного
роста... Зато у меня больше шансов на повышение оклада, чем у моих коллег.
Забыл(а) кошелек дома. Если кошелек остался дома, значит, его точно никто из сумки не вытащит... Зато сэкономлю сегодня на проезде в метро (в метро действительно пускают, если ты кошелек забыл, я проверяла)
Меня раздражает, когда мои коллеги сплетничают Это прекрасный
источник бесплатной рекламы! Буду знать, к кому обращаться в случае
необходимости... Зато я теперь понимаю, как сплетни выглядят со стороны, и не буду никому подавать такой пример.
Снова нужно идти к стоматологу. Как хорошо, что оплачивает страховая компания, а не я сам... Зато у меня будут красивые зубы
Конечно же, каждому из вас выбирать самостоятельно, КАК и с КЕМ
разговаривать. Тут главное – помнить, что системой управляет тот, кто
проявляет наибольшую гибкость, т. е. тот, у кого в запасе большее
количество вариантов поведения.
|