Заядлые рыбаки – как известно, народ суеверный. Так повелось с давних пор.
Они, например, не любят, чтобы по дороге к берегу встречный пожелал хорошего клева, остерегаются давать в чужие руки свое снаряжение, воздерживаются от подсчета улова до окончания рыбалки.
С другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного занятия, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сняв с крючка, а затем отпускают обратно «за папой – за мамой – за дедом – за бабкой». Многие поверья сохранились с незапамятных времен.
Так, кое-где перед началом рыбной ловли наливают на донышко стакана немного горячительного напитка, а затем выплескивают его в воду. Нехитрый обряд называется «налить Деду», то есть задобрить духа воды, чтобы добиться его благосклонности.
А какие еще «правила» соблюдали рыболовы в далеком прошлом?
— Снасти
Считалось, что более удачливым будет тот невод, нити для которого спряла беременная женщина, и не в любое время, а в период полнолуния. Несколько нитей плели загодя, 30 марта, в день почитания Алексея – Божьего человека, который, по преданию, переплыл море в решете и с тех пор стал покровителем всех рыбаков.
Подбирая материал для удилища, обычно отдавали предпочтение орешнику, да еще и не любому-всякому, а тому, что растет непосредственно в муравейнике или хотя бы поблизости от него.
Изготовленные снасти полагалось окуривать свечой, с которой отстояли заутреню перед Пасхой. Окуривание сопровождалось словами пожелания: «Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова крепки да лепки. Мои слова – рот, зубы – замок, язык – ключ, что в море (реку) брошен».
— Подготовка
Собираясь на рыбалку, требовалось основательно подкрепиться – по поверью, у сытого рыбака клев лучше. Желательно было всегда экипироваться в одну и ту же одежду. А еще считалось, что все приготовления необходимо делать исключительно правой рукой. Предполагалось, что это обеспечивает поддержку ангела-хранителя.
Хорошим предзнаменованием считалось выполнение перед рыбалкой какой-нибудь рутинной работы по хозяйству (ничего удивительного, это настраивало на терпение в ожидании улова). Кроме того, накануне следовало непременно проявить доблесть в исполнении супружеского долга.
И это тоже объяснимо в символическом плане, ведь в прошлом мужской половой орган назывался «уд», то есть сегодняшние слова «удочка», «удилище», «удить» являются однокоренными с ним (кстати, и «удача» тоже). Так что выражение «удалой добрый молодец» имело когда-то, помимо прочего, и эротический смысл.
Перед отправлением полагалось сказать: «Пойду я на реку быстру, на воду шустру. На ней есть рыбки-трепетушки, быстрые резвушки. А спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».
— Рыбалка
Расположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. По поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками. Кстати, помню из детства, как отец с приятелями именно голыми руками добывали с мелководья налимов. Вот только про крапиву ничего сказать не могу.
Следующим шагом было угощение водяного кусочком имеющейся при себе пищи и небольшим количеством питья. Угощение сопровождалось словами: «Дедушка Водяной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». А в некоторых местах бросали в воду лапоть с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу».
У старообрядцев вообще было принято кидать табак с бранными словами.
Наживляя крючок, нужно было приговаривать: «Рыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну потяни». Заветных слов на удачу в рыбной ловле было много. Одни – покороче: «Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка, проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так!»
Другие – подлиннее: «Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне, рабу Божьему (имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне, рабу Божьему (имя), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь».
Забрасывая сеть, призывали: «Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню».
Закидывая удочку, велели: «Иди в воду, червячок, приманивай собой большую рыбу на крючок».
Первую рыбку, как и сегодня, отправляли обратно в водоем, приговаривая: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядьку. Пошли старших своих».
Все заветные слова, разумеется, произносились шепотом, разговаривать во время рыбной ловли категорически запрещалось.
— После рыбалки
Наши предки были уверены, что истинный рыбак должен вести себя достойно: ни в коем случае не хвалиться уловом, ни за что и никому не рассказывать, на что ловил и как ловил. В противном случае удача может отвернуться навсегда и перейти к слушателю речей хвастуна. Да к тому же хвастунов порицали в общественном мнении.
Дома первую из пойманных рыбин должен был съесть тот, кто ее поймал, и ни в коем случае нельзя было отдавать ее коту. А некоторые вообще первую заостроженную рыбу зарывали в землю – для будущей удачи.
Да, суеверный народ – рыбаки. И похоже, так было всегда…