Интереснейший объект в Евпатории – это памятник архитектуры XVIII в. – комплекс караимских кенасс (или, как еще говорят, кенаса) – молитвенных домов этой малочисленной тюркской народности. С 1837 года Евпатория и караимские кенасы в Евпатории – духовный центр караимов России.
Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенасс, здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна он являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории.
Источник
1.
2. Вход в кенаса украшает великолепно декорированный портал, возведенный в 1900 г. в виде триумфальной арки с шестью гладкими, сдвоенными по краям колоннами, установленными на пьедесталах. Образцом порталу могли послужить ворота дворца Долмабахче в Стамбуле (Константинополе), выстроенного в 1853 г. при султане Абдул Меджит. Капители колонн коринфского ордера поддерживают узкий, раскрепованный над ними архитрав и фриз, украшенный гирляндами и венками. Над средними колоннами – фронтон с картушью внутри. Портал завершает каменный парапет с аттиком над фронтоном: на его тумбах первоначально были установлены 2 вазы, после реставрации по центру установлена лишь одна ваза.
3. Сразу за входом, слева, можно увидеть фонтан для омовения рук
4. А далее – длинный двор протяженностью 48 метров. Он делится на три небольших дворика, расположенных один за другим. Первый – длинный коридор (29 м) – ориентирован строго по оси юг – север. Над ним переброшена сплошная металлическая конструкция (трельяж), обвитая виноградной лозой.
5. В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке: 7 стел с надписями и 6 плит с текстами расставлены в простенках.
6. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена людей, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.
7. Второй дворик называется мраморным двориком (т.к. двор устлан белым мрамором) или двором-колоннадой. Колоннада накрыта металлической решеткой шатровой формы, обвита растительностью
8. В этой части двора установлена мраморная стела в стиле поздний ампир, усеченно-конической формы. Стела сооружена в 1851 г. в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. (незадолго до своей кончины) императором Александром І. Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее – духовным главой караимов Таврического и Одесского караимского духовного правления, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры. Император, увлекавшийся одно время мистическими идеями баронессы Крюднер, расспрашивал Бабовича о последних днях баронессы, скончавшейся в его имении.
9. Памятник венчал двуглавый бронзовый орел с расправленными крыльями над полуовалом или над мраморным яйцом (ныне полностью восстановленный). Проект памятника был утвержден в 1850 г., изготовлен в Константинополе и установлен в декабре 1852 г. одновременно с «солнечными часами»
10.
11.
12. Третий дворик – дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами. Дворик обнесен сплошной колоннадой. В осенние праздники сенниц или кущей ее украшали коврами и увешивали фруктами, которые освящали здесь же. В этом дворике был найден колодец. В восточной стене двора располагались двери, ведущие в черный дворик Малой кенаса, рядом с которыми был устроен фонтан для омовения рук перед молитвой и мраморный столб с солнечными часами.
13. Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенаса – соборный кафедральный храм (19,05 м х 9,10 м) для служб в особо торжественные и праздничные дни. По своей архитектуре кенаса является роскошной копией караимской соборной кенаса в Чуфут-Кале.К восточной и северной сторонам храма примыкает крытая галерея («азара» – преддверие храма) в виде портика, состоящего из 15 мраморных колонн, перекрытых арками. Потолки «азара» – резной художественной работы, приписываемой мастеру-караиму по имени Камбурчук Биньямин-ака.
14. Потолки, по свидетельствам старейших караимов, были перенесены сюда из старой кенаса. Вдоль стен галереи идет сплошная каменная скамья с отделениями для обуви, пол выложен мраморными плитами.Стены кенаса расписаны под серый с прожилками мрамор. Падуги потолка по всему периметру имеют поясок растительного орнамента.
15. По сторонам бокового входа в декоративно оформленных нишах установлены две стелы на арамейском и русском языке, сообщающие об указе 1829 г. Николая I, освобождающего караимов от рекрутской повинности.
16. Во время Крымской войны 1854 – 1856 гг., при попытке штурма Евпатории русскими войсками во главе с генералом С.А. Хрулевым 5 февраля 1855 г. на территорию кенаса упало неразорвавшееся русское чугунное ядро. Муляж его был позднее вмонтирован (по тогдашней моде) в западную стену Соборной кенаса, а сама стена укреплена двумя контрфорсами, предохранявшими здание от неравномерной просадки. Памятная доска об этом событии гласила: «Суббота, 5 февраля 1855 года. Ядро российского орудия».
17. В боковом дворике комплекса располагаются различные надмогильные камни, напоминающие о караимской истории..Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII – X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов – Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Мангуп-Кале, Бахчисарай.В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму родовым гнездом караимов была крепость Чуфут-Кале, где в XVI – XVII вв. караимская община достигла наибольшего расцвета. Общины крымских караимов в Гезлёве, по сообщениям некоторых источников, появились не позже XVII в., а первым молельным домом караимов служила подземная пещера, где они отправляли богослужения, не имея дозволения производить их при дневном освещении. После присоединения Крыма к России в 1783 г., татарской эмиграции в Турцию и выселения христиан из Крыма в Приазовье караимы, жившие изолированно в крепости Чуфут-Кале, начали массово переселяться в Гезлёв, в результате чего значительно увеличилась Гезлёвская община. Духовный и светский глава караимов – гахан (гахам) – возглавлял Караимское Духовное Правление, в состав которого входило около 40 общин со всей России, священники – газзаны – были выборной должностью. В г. Евпаторию также перемещается духовный и религиозный центр караимов – Караимское Духовное Правление.
18. В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов. До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военачальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам.После присоединения Крыма к России, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское правительство предоставило караимам все права русских граждан, а также ряд льгот.Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала.Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др.
19. До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов.С 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установления советской власти в городе действовали два храма, духовное училище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган.
20. В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250.
21. Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на строительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.
22. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей.