Метро в Казани было открыто в 2005 году во время празднования тысячелетия города. Казанский метрополитен стал седьмым по счёту в РФ и первым в стране среди построенных после распада СССР.
На данный момент метрополитен объединяет 7 станций на одной линии, протяженностью 11 км. Интервал движения составляет от 6 до 10 минут. Метрополитен работает с 6:00 до 23:00. Среднесуточный пассажиропоток составляет более 100 тыс. человек.
Стоит еще отметить, что из-за экономии электроэнергии освещение на станциях метро работает менее чем на 50%, поэтому в повседневности они выглядят несколько иначе, чем на фотографиях.
Станция «Козья Слобода»
Это самая новая станция казанского метрополитена. Она расположена в заречной части города (после тоннельного пересечения реки Казанка) в Козьей слободе на пересечении улиц Декабристов, Ибрагимова, Чистопольская, Вахитова.
Станция была открыта в 2010 году. С ее появлением пассажиропоток в метрополитене увеличился в 2,5 раза: с 45 тыс. до 105 тыс. пассажиров в день.
Интерьер станции выполнен в стиле хай-тек. Нелинейные колонны и элементы потолка, а также стены станции облицованы композитными, металлокерамическими и прочими современными отделочными материалами.
На расстоянии 60 см от края платформы в разграничительную полосу встраиваются светильники, которые включаются при подходе поезда к станции и предупреждают пассажиров о прибытии состава.
У станции открыты два вестибюля с четырьмя выходами.
Стена вестибюля над эскалаторами выполняется в виде экрана, на который возможна трансляция информации рекламного характера.
На станции установлены эскалаторы «Thyssenkrupp» с функцией стоп/старт, которая останавливает движение при отсутствии пассажиров и запускает при их появлении, что экономит электроэнергию и предотвращает износ деталей.
Стоимость одной поездки 15 рублей. Для оплаты за проезд используются однодневные смарт-жетоны или смарт-карты.
Смарт-жетоны действует в течение суток, а точнее – с момента покупки до закрытия метро. Если ты не успел воспользоваться в течение дня жетоном, то его можно обменять на действительный, НО только по субботам и воскресеньям (так мне объяснили в кассе)
Кассовый зал
Станция «Кремлёвская»
Расположена возле Казанского Кремля, в начале улиц Баумана и Профсоюзная.
Расположение станции во многом обусловило и дизайн интерьера. Стены облицованы бежевым мрамором с торчащими башенками, символизирующими башни Кремля.
Путевые стены украшены мозаикой с фольклорными изображениями. Всего 10 мозаичных панно.
На перроне расположены башенки, символизирующие минареты казанских мечетей. На своде можно видеть изображение дракона, по легенде охраняющего город.
Фрагмент потолка
Вообще, все элементы навигации в Казанском метрополитене двуязычные (русский и татарский языки). А звуковые сообщения в вагонах даже трехъязычные – русский, татарский, английский.
Имеются два вестибюля — южный и северный. Северный вестибюль открыт одновременно с открытием станции и имеет выход в город в сторону Кремля и в сторону протоки Булак, на площадь 1000-летия.
Северный вестибюль имеет и естественное освещение – через полусферический стеклянный атриум на поверхности.
Южный вестибюль был открыт весной 2006 года, но в связи с низким пассажиропотоком в 2008 году временно закрыт. Его открывают только на День республики и города (30 августа)
Станция «Площадь Тукая»
Расположена под центральной площадью Казани – площадью Габдуллы Тукая вдоль улиц Петербургская и Баумана.
Архитектурное решение станции связано с национальным колоритом – преобладают белый и зелёный мрамор. Одиночный ряд колонн (12 колонн), повёрнутые на 45 градусов.
На путевых стенах помещены 22 мозаичных панно в технике римская мозаика, изображающие героев сказок и темы произведений Габдуллы Тукая и его портретный образ.
Фрагмент панно «Коза и Баран»
Панно «Водяная»
Дрезина
Подземная галерея от северного вестибюля станции ведёт в подземный переход под площадью Тукая, из неё также есть входы в подземный этаж торгово-развлекательного комплекса «Кольцо».
Уголок, символизирующий улицу Баумана с экспозицией детских рисунков и бюстом Г. Тукая.
На каждой станции казанского метрополитена есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах, и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира.
Станция «Суконная слобода»
Расположена в историческом районе Казани – Суконной слободе, под Петербургской улицей, у её пересечения с улицей Эсперанто.
Исторически на месте станции располагался центр производства и торговли тканями, ведь Казань лежала на Великом Шёлковом пути. Это и обусловило название района, а в будущем и станции метро.
Построена в коричнево-кремовой гамме, в классическом стиле с двумя рядами мраморных колонн, пилястрами и бронзовыми светильниками. По замыслу архитекторов, это должно отражать атмосферу Суконной слободы XVIII—XIX века.
Непосредственно возле южного входа на станцию расположен инженерный корпус казанского метрополитена.
Станция «Аметьево»
Станция представляет собой остеклённый двухъярусный мост, перекинувшийся через Аметьевскую магистраль.
На нижнем ярусе моста расположена станция, на верхней – крытая пешеходная галерея, соединяющая Даурскую улицу и ж/д платформу «Аметьево».
Конструкция станции трёхпролётная, колонная. Колонны цилиндрические и продольные, серого цвета.
Поскольку интервалы между поездами очень большие (8-10 мин.), то посередине станции установлены таксофоны!
Выход в сторону ж/д станции.
Станция «Горки»
Односводчатая станция мелкого заложения, с одной островной платформой. Максимальная высота свода от уровня платформы — 6 м.
Путевые и торцевые стены перронного зала облицованы полированным зеленым мрамором «Индиана Грин».
Станция расположена на пересечении улиц Зорге, Родина и Мавлютова. Обслуживает жилой массив «Горки-1″.
Станция имеет два подземных вестибюля, от которых к платформе ведут лестницы.
Кроме того, в спусках обоих вестибюлей имеется пандус и установлен платформенный подъемно-транспортный механизм, пригодные для инвалидов и других пассажиров с ограниченными функциями.
Конечная станция – «Проспект Победы». Открыта в 2008 году. Станция колонная, мелкого заложения. Основой интерьера станции является тема победы СССР в Великой Отечественной войне.
Колонны и стены станции облицованы мраморными и гранитными плитами. Спаренные колонны образуют как бы Триумфальную арку. Каждая из арок посвящена одному из городов-героев, название которого написано на стекле, находящемся между спаренными колоннами.
В пролётах между колоннами размещены люстры, символизирующие салют Победы.
Еще одна особенность Казанского метро – здесь нет привычного циферблата над выездом в тоннель с указанием текущего времени и интервала движения. За интервалом машинисты следят через компьютер, установленный в кабине, а текущее время на каждой станции показывают такие стрелочные часы.
Вход в вестибюль расположен на пересечении улицы Зорге и проспекта Победы возле Приволжского рынка.
Предусмотрена пересадка на казанский скоростной трамвай.
Электродепо ТЧ-1 «Аметьево» находится напротив Казанской ярмарки, съезды к нему ведут со станции «Аметьево» — в окрестности улицы Даурская. Рядом с существующим зданием предусмотрен резерв для расширения/достройки отстойно-ремонтного корпуса.
Здание депо рассчитано на 82 вагона. Казанский метрополитен использует современный отечественный подвижной состав. Все метровагоны в Казани оснащены асинхронным тяговым приводом, который позволяет повысить надежность и обеспечить экономию электроэнергии.
К пуску первой очереди Казанского метрополитена были закуплены вагоны серии 81-55x.3 «Казань», изготовленные ЗАО «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге, в сотрудничестве с фирмой Škoda Dopravní technika (Чехия). В течение 2005 года было поставлено 5 составов из вагонов типа «Казань». Каждый состав состоит из четырёх вагонов: двух головных моторных, одного промежуточного моторного и одного промежуточного безмоторного, вместимость каждого из которых — 250 человек. В дальнейшем производство вагонов типа 81-55x.3 было прекращено.
Для обеспечения линии, увеличившейся за счёт пуска станции станции «Проспект Победы» и «Козья Слобода», в конце 2010 годы было решено приобрести составы «Русич» 81-740.4/81-741.4 с увеличенным количеством дверей. В 2011 году на линии их было уже три состава.
Каждый состав «Русич» состоит из трёх двухсекционных сочленённых моторных вагонов: двух головных и одного промежуточного, вместимость каждого из которых — около 350 человек.
Для служебной работы (перегона вагонов, перевозки хозяйственных грузов, маневровых работ) в казанском метрополитене применяются контактно-аккумуляторный электровоз 81-582. Он был переоборудован из опытного электровагона 81-560 «Ритор» и поэтому внешним видом повторяет пассажирский вагон, но в отличие от него оснащён двумя кабинами, а в его салоне находится тяговая аккумуляторная батарея и прочее оборудование для работы, не зависящей от контактного рельса.
|