![Картинка 18 из 13777](http://s1.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/3c2/3c272d17-344c-4b65-b104-7363d8b3c2a6/p_F.jpg)
Трудно сказать, насколько сознательно
народы стремятся иметь в запасниках национальных прибамбасов что-нибудь
такое, чего ни у кого нет. Но собственным колоритом взахлеб умиляются
все, если даже он заключается в разведении женщин с неподъемной
задницей, увенчанной тонкой талией (это своего рода "фуагра" для
эротоманов с черного континента).
И зря злобный мечтатель Ульянов надеялся стереть различия между
народами (хотя он делал ставки на такие методы, что у него могло и
получиться). Но... пронесло! Ведь чем плохо? Мы — такие, а вы — такие,
давайте дружить! "Вы" — это определенно те, которые не "Мы". В русском
языке нет специального слова, означающего "не русский". И, кажется,
такого слова нет ни в одном европейском языке. Отличились в этом плане
евреи, они не евреев называют "гоями", и японцы, называющие не японцев
"гайдзын".
О гоях разговор отдельный, а гайдзын — это не просто иностранец, а
человек, не способный уразуметь японский стиль жизни. Что на это
сказать? Японцы! Знаете, что? Вам тоже не понять загадочной
русской души. А кроме души, есть еще Москва, которая "Третий Рим, а
четвертому не бывать". (Правда, непонятно — почему, то ли мы не
позволим, то ли быть Римом больше никому не хочется, оно и понятно,
Древний Рим кончил плохо, Константинополю тоже не повезло, вон он, весь в
турках, стоит, переделанный в Стамбул. Так что, чур нас!) Еще есть
Святая Русь, (святая, как и другие государства, то ли еще святее/но за
счет чего, пока уточняется). И ладно, сути это, правда, не меняет, но
все равно приятно.
Это "наш ответ Чемберлену" за "гайдзына". И обратите внимание — гайдзын, гой. Ох уж эта буква "г"...
Но японцам, конечно, есть, что на это ответить. Ведь они придумали то,
до чего ни одни гайдзын на свете не додумался. Хара-ки-ри!
Японский эксклюзив Харакири — это японский запатентованный метод ухода
из жизни. Кажется, что такого? Смерть, по крайней мере, в одном
экземпляре точно достанется каждому. С этим перебоев в небесной
канцелярии пока не случалось. Но некоторые, знаете, умеют делать деньги
из воздуха, а вот японцы сумели сделать искусство из смерти.
Слово харакири буквально означает "резать живот". Остальные народы для
осуществления тех же целей — скажем так, для путешествия в другие миры
без обратного билета — целились в другие
части тела. Предпочтение давалось, конечно, сердцу, туда как раз и
вонзила кинжал Джульетта. И понятно почему — где сердце, там и душа, это
ей намек: лети, голубушка, а то засиделась тут. А вот японцы целятся в
живот. Почему? Потому что, в отличие от западных народов, они верят, что
душа, вернее, дух (воля) обитает в животе. И так как этой самой воли
(или души) никто не видел, спорить об этом бесполезно.
Это странный обряд, вызывающий у западного человека разнообразные
чувства, с одной стороны, уважение к бесстрашию совершающего такое над
собой, с другой — ощущение дикости, жестокости, нелепости происходящего и
еще что-то на тему " Восток — дело тонкое". А помимо этого, в живот или
в сердце, да хоть в ухо — все равно
это самоубийство, суицид, раз и навсегда осужденный западным сознанием, и тем более западными религиями.
Японские рыцари и их понятия
Сразу скажу, не все японцы забавлялись
вспарыванием живота. Большинство все-таки уходило из жизни, подобно
гайдзы-нам, банальной физиологической смертью. Харакири — дело рыцарей. В
Стране восходящего солнца (если точнее перевести с японского, в Стране
солнечного корня) были свои рыцари — самураи, равнодушные к боли,
презирающие смерть. Они и придумали харакири.
Харакири — это следствие самурайского кодекса чести. У японцев, в
отличие от западных народов, понятие "честь" не имело столь широкого
прочтения. Крылатая фраза Талейрана — " быть политиком, значит,
предугадать, в какой момент чью сторону надо занять" — вряд ли была бы
воспринята самураями должным образом. (Они бы, наверно, подумали, что он
— нечестный человек, а на самом деле Талейран — симпатяга, остроумный
мужик, многие и по сей день учатся у него жизнеутверждающему цинизму, и
воистину, кто еще, кроме него, сумел служить сперва Бурбонам, потом
Наполеону, а потом опять Бурбонам?)
Кажется, у самураев хуже обстояли дела с чувством юмора, которое
помогает западному человеку быть всеядным в вопросах чести. Но именуется
это не всеядностью (фу! какое нехорошее слово), а здравым смыслом. У
самураев не все было в порядке со здравым смыслом. Вот посудите сами.
Немного истории
С тринадцатого века, когда власть
японских императоров стала номинальной, правление страной взяли в свои
руки военачальники. С тех пор все, носившие оружие, начиная от
всесильного сегуна, верховного правителя, и кончая рядовым
солдатом, именовались самураями,
буквально — "служащими". Высшими добродетелями самурая считались
воинская доблесть и абсолютная преданность сюзерену, у которого самурай
был на службе. Служение господину составляло смысл жизни (кажется, можно
было придумать что-нибудь позанимательнее на предмет смысла жизни, но
зато понятно, почему и нынешние японцы так убиваются на работе).
Пожертвовать собой в случае необходимости, согласно самурайскому кодексу
чести "Бусидо" (буквально — "путь воина"), считалось величайшим
счастьем. (Опять, чувствуете не-состыковку? Верю, что пожертвовать собой
— это доблесть, но что это за счастье? А для них — счастье.)
В семнадцатом веке самураи, воинская аристократия, составляли десятую
часть населения. Это в истории Японии период объединения страны и
окончательного формирования класса самураев. Сегун Тоётоми Хидэёси в
1590 году разоружил простой люд, а самураев переселил в города. С этих
пор знаком принадлежности к самурайскому классу стало ношение двух
мечей. В 1600 году началось правление сегунов из династии Токугава
Иэя-су и связанный с ним удивительный, не имеющий аналогов в мировой
истории этап в жизни страны — 250 лет мира! За это время самураи не
выродились, а как раз наоборот — самурайские идеалы стали нормой жизни
для всего японского общества.
Первый теоретик бусидо Ямага Соко (1622-1685) писал: "От самурая не
требуется, чтобы он работал, — работа для простолюдинов; самураю
запрещено сражаться, потому что войны остались в прошлом. Так что же,
самурай — паразит? Нет. Его миссия — давать японскому народу пример
морального поведения, воспитывать нравственность в себе и в низших".
Известная самурайская максима гласит: "Просыпаясь утром, думай о
смерти". Очень похоже на memento mori — "помни о смерти". По мне, так
лучше "моментально в море", как в "Кавказской пленнице". Проснулся утром
и пошел купаться в море — песок, теплая вода, а там, глядишь, и
русалочка вынырнет. Зачем думать о смерти: (Но это — лирическое
отступление.)
Конечно, с самого утра надо думать о смерти, если полагаешь, что жизнь
без страдания — карма на ветер. И японцы в этом смысле впереди планеты
всей. Это единственная в мире нация, эстетизировавшая и до мельчайших
подробностей разработавшая ритуальное самоубийство харакири.
Техника харакири
Если вышеперечисленное нашло живой отклик в вашем сердце, то вот вашему вниманию краткое пособие по технике харакири.
ПОДГОТОВКА.
Встать рано утром, чисто вымыться,
расчесать и уложить ровно посередине бритой макушки самурайскую косичку
(ее придется предварительно отрастить, а можно и не заморачиваться на
этом, потому что если человек, извините, лысый, то, что же,
дискредитировать его по этому принципу?).
Ничего не есть и не пить, а задний проход заткнуть комком ваты — чтобы в
последний миг, когда воля уже не властвует над телом, не омрачить
конфузом совершенство происходящего (лично я предлагаю поставить с утра
кружку Эсмарха и не возиться потом с тампоном). Надеть парадное кимоно
(смокинг, к сожалению, не подойдет и бабочка тоже лишнее, почему?
поймете чуть позже). Надо написать прощальное трехстишие. Можно
чернилами, но лучше собственной кровью. Что-нибудь простое, без пафоса.
Например: Пришел, Увидел, Ухожу.
МЕСТО.
Не там, где живут, едят и спят. Можно в
саду. На земле циновка, покрытая белой материей, сверху алая подстилка.
Над головой навес из белой ткани.
СВИДЕТЕЛИ. Должны присутствовать два человека, представитель власти,
знаток церемониала и секундант, близкий друг, хорошо владеющий мечом (с
представителем власти, думаю, могут возникнуть проблемы).
ДЕЙСТВИЕ.
Если хочется, можно сказать прощальные
слова. Но можно и промолчать. Друг подаст на подносе "вакидзаси",
специальный кинжал. Надо спустить кимоно ниже пояса (а в смокинге будет
неудобно), рукава подвязать под коленями. Это важно, потому что падать
навзничь неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком.
Приспустите набедренную повязку пониже, размягчите напрягшиеся мышцы
живота. Вонзите кинжал в левую нижнюю часть живота, доведите разрез до
правого бока, а там поверни-
те клинок острой стороной кверху. Можно крест-накрест.
Не возбраняется проявлять фантазию — например, можете вырезать посреди
живота "хиномару", национальный флаг Японии (а с другой стороны, зачем
вам японский флаг, но не знаю, что посоветовать патриотам с триколором,
вот если бы серп и молот... в общем, решайте сами, и лучше загодя, это
вам не татуировка).
Дальше нужно вытянуть руки с высвободившимся кинжалом и наклониться
вперед. Больше ничего не требуется. Друг, стоящий чуть позади с длинным
мечом наготове, отсечет вам го-
лову одним красивым ударом. Хорошо бы, чтобы она не покатилась по
земле, а повисла на лоскуте кожи, но это требует особого мастерства.
Трудно, конечно, с первого раза сделать все тип-топ. Но второго раза не будет.
Женщинам, как всегда, проще. Им достаточно сесть, вонзить кинжал себе в
горло (потому что они существа непостоянные и непонятно, где у них
душа, сейчас тут, а через минуту уже в совершенно другом месте). Что
важно для женщин, так это грациозно, увядшим цветком (!) склониться
набок.
|