Наверное, потому, что зачастую доход
обслуживающего персонала складывается из скромного оклада и щедрых
чаевых, которые оставляют довольные клиенты. И эти чаевые могут
составлять до 50% заработной платы официанта. Если бы не такие чаевые,
вряд ли бы официант согласился на эту работу. Кроме официантов, принято
оставлять чаевые и другим служащим.
1. В гостинице
При заезде в гостиницу принято давать
чаевые носильщику, который доставил ваши чемоданы в номер, горничной и
официантам в ресторане отеля. Не нужно благодарить всех подряд. Чаевые –
это ваш способ показать персоналу отеля, что вы довольны обслуживанием.
Во многих странах принято оставлять чаевые для горничной, которая
делает уборку в вашем номере. Размер чаевых, как правило, стандартный,
но тем не менее в разных странах он различается, его можно уточнить у
бывалых туристов.
Чаевые для горничной принято оставлять
на кровати или на тумбочке рядом с кроватью. Если вам не понравилось,
как была проведена уборка в вашем номере, то оставлять чаевые вы не
обязаны. Чаевые горничной не гарантируют, что постельное бельё и
полотенца будут меняться ежедневно, здесь всё зависит от условий
проживания в отеле, с которыми вы могли заранее ознакомиться ещё до
бронирования номера.
В ресторане гостиницы можно оставить на
чай стандартную сумму либо 5-10% от суммы заказа. Если в гостинице вы
питаетесь по системе all inclusive, то вы можете оставить официанту на
чай ровно столько, сколько обычно принято в этой стране. Давать чаевые
официанту или нет, зависит только от того, насколько быстро и грамотно
он обслужил ваш столик. Советую выбирать каждый раз одного и того же
понравившегося вам официанта и оставлять ему на чай, тогда он вас
запомнит и будет стараться вам угодить.
Если кто-то из сотрудников отеля оказал
вам помощь, например: принял очень важный для вас звонок, помог
отправить факс или организовать какое-то мероприятие, скажем, день
рождения вашего ребёнка, то, без сомнения, вы захотите его
отблагодарить. Слова благодарности можно выразить лично при встрече. Для
того чтобы оставить чаевые этому человеку, нужно узнать его имя,
фамилию и должность. В простой конверт поместите достойное
вознаграждение, можно приложить к нему небольшую сопроводительную
записку со словами благодарности. Конверт нужно заклеить, написать на
нём, например: «для Джона Смита, метрдотеля», и передать конверт на
ресепшн.
2. В ресторане
В некоторых ресторанах чаевые уже
включены в счёт. В этом случае они могут быть прописаны в чеке, который
вам принесёт официант. В противном случае размер чаевых будет составлять
5-10% от общей суммы заказа. Расплатившись по счёту, не спешите убегать
из ресторана. Подождите, пока официант вам принесёт сдачу, в ресторанах
с хорошей репутацией не принято присваивать сдачу в качестве чаевых,
поэтому вам принесут её обратно. Если вы не стали забирать сдачу, то она
автоматически «превращается» в чаевые официанту.
Некоторые нечестные официанты
умудряются забирать себе в качестве чаевых до 50% от стоимости заказа. К
примеру, если вы расплатились крупной купюрой, то не надо скромно
уходить. Допустим, ваш коктейль стоил 500 рублей, вы дали купюру в 1000
руб. официанту. Это не означает, что он может оставить сдачу себе. Если
вам не несут сдачу, вы имеете право возмутиться, потребовать, чтобы вас
рассчитали, и в таком случае можете вообще не оставлять чаевых. Давать
«на чай» или нет, в конечном счёте, решает только сам посетитель.
3. В такси
В некоторых странах принято давать на
чай водителям такси. У нас это обычно не практикуется. Но если вас очень
быстро доставили из точки А в точку Б. Или представьте себе ситуацию:
вы опаздываете на самолёт, на деловую встречу или в театр, ловите такси,
и – о чудо! – вас доставляют точно вовремя в нужное вам место. Чтобы
поблагодарить водителя, достаточно заплатить больше, чем было оговорено
вначале. В этом случае обычно принято говорить «Сдачи не надо!». Если вы
расплатились крупной купюрой, дождитесь, пока водитель с вами
рассчитается, и можете оставить ему пару сотен, ну или сколько сочтёте
нужным, в качестве чаевых. Не обязательно совать деньги в руки, можете
просто положить чаевые на приборную панель, сопроводив это словами
благодарности.
4. В салоне красоты
Хорошим тоном считается оставлять чаевые мастеру, который вас удачно подстриг или сделал вам красивый маникюр.
Тем более если вы являетесь постоянным клиентом этого салона и этого
мастера и вам очень нравится результат его работы. В этом случае чаевые
лучше оставить демонстративно на рабочем столике мастера, до того как вы
пошли к ресепшн расплачиваться по счёту.
Размер чаевых зависит от вашей
щедрости, в среднем он может составлять 5-10% от общего счёта. Лучше,
если размер чаевых всегда будет одинаковым. Если в этот раз ваш мастер
превзошёл сам себя, вы пошли на новый для вас эксперимент, ну допустим, с
цветом волос, и он удался, то можете оставить на чай больше обычного.
В ситуациях, когда вы везде и всегда
расплачиваетесь кредитной карточкой, удобнее носить с собой в кошельке
мелкие купюры на всякий случай, в том числе и чтобы иметь возможность
поблагодарить человека за хорошо оказанную вам услугу. Если так
получилось, что у вас в кошельке не оказалось нужной суммы «на чай» для
официанта или стилиста, то лучше просто улыбнуться, поблагодарить и не
оставлять чаевых вообще, чем бегать в поисках размена или поражать людей
своей сказочной щедростью.