Первым автомобилем Сталина был лимузин матери Николая II.
Доподлинно известно, что первым автомобилем, обслуживавшим Сталина после Октябрьской революции наркома национальностей, был шикарный "Воксхол" 1914 года. Этот огромный автомобиль с заказным закрытым кузовом и декоративными полочками по краям капота еще до революции заказывался в Англии специально для матери Николая II. После Февральской революции лимузин побывал у нескольких владельцев, а позднее достался Сталину. Ему естественно, понравился автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но уж слишком медлителен был этот огромный тяжеленный лимузин. Иосифу Виссарионовичу хотелось иметь более быстрое авто.
Вскоре Сталин получил то, что хотел: когда он попал представителем Реввоенсовета на Царицынский фронт, в его распоряжении оказался совершенно другой автомобиль. Это был огромный открытый "Паккард Твин-Сикс", что в переводе означает "двойная шестерка". Именно Y-образный мотор этого гиганта и стал первым в мире многоцилиндровым агрегатом. Появилась такая машина в Америке в 1916 году. Несколько десятков этих автомобилей царское правительство закупило для военного ведомства. Один из них — темно-зеленый с огромными спицованными колесами и декоративным оформлением радиатора типа "шляпа жандарма" — и попал к Сталину. Будущий вождь народов так полюбил эту машину, что, вернувшись в Москву, попросил шофера Ильича Н.К. Гиля, занимавшего должность начальника ГОНа (Гаража особого назначения), найти ему такой же в столице, так как предыдущий пришлось оставить на старом месте службы. Это оказалось несложно, поскольку "паккарды" этой модели очень нравились и руководителям ЧК. Там и подыскали автомобиль для Сталина. Иосиф Виссарионович частенько просил Гиля прокатить его по подмосковным дорогам. Откинув матерчатый тент, включив мощные прожекторы и разогнавшись до максимальной скорости 130 км/час, Сталин носился по околицам.
Когда отшумела гражданская война, советские руководители взялись за обустройство своего быта. Из-за постоянно возникающих трудностей с обслуживанием автомобилей разных марок Ленин попросил Чичерина закупить для партийного начальства однотипные машины. В качестве будущего правительственного автомобиля был выбран один из самых дорогих производителей — "Роллс-Ройс" из английского города Манчестера. Остановились на лучшей модели тех лет "Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст" (что в переводе означает "Серебряный призрак"), отличавшейся особой надежностью и имевшей 75-сильный мотор. Все автомобили оснащались кузовами, произведенными на заказ. В СССР отправляли, в основном, открытые машины. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии купили 73 машины. Чешский писатель Гофмейстер тогда писал: "Я еще никогда не видел такого скопления "Роллс-Ройсов", которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно "Роллс-Ройсы" нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР..." Ответ был предельно прост. Надежность, качество ручной сборки и невероятная прочность конструкции помогли просуществовать отдельным экземплярам до середины 70-х годов.
Но Сталину не очень нравились английские машины, и свой "Роллс-Ройс" он недолюбливал. Поэтому в 1928 году, когда появилась возможность, кремлевский горец распорядился купить в США партию "Паккардов 533". Правда, по мощности это была лишь бедная тень "Твин Сикса", но дизайн этих машин был более современным: дисковые колеса, хромированные бамперы, открытые кузова. Вскоре Сталин снова сидел в любимом "Паккарде".
Сталина на огромном "Паккарде" иногда возил на дачу его сын, двенадцатилетний Василий. В начале 30-х годов для нужд правительства за океаном закупили 8-цилиндровые "Бьюики", "Кадиллаки", а для ЦК приобрели десяток лимузинов "Линкольн КБ" с 12-цилиндровым мотором. Но эти автомобили не соответствовали вкусу Сталина, и все ждали новинок от "Паккарда", чей талисман на капоте в виде взлетающего пеликана на долгие годы стал символом великолепных, престижных, элегантных, но невероятно дорогих автомобилей.
И вот в 1932 году распахнул свои двери автосалон в Детройте. Восхищенная публика увидела новый гигантский "Паккард" с 12-цилиндровым мотором, который так и назывался -"Твелв". Этот автомобиль оснащался двигателем 7,7 литра, развивающем при формированном варианте до 180 сил. Разумеется, правительство большевиков не смогло пройти мимо такого автомобиля, бывшего в те дни самым дорогим серийным средством передвижения. В 1933 году была закуплена партия машин с открытым кузовом фаэтон. Один из них с упрощенным 160-сильным мотором попал к Сталину.
Вождь очень любил пользоваться этим автомобилем в дачных поездках, где его спутниками были Киров и Орджоникидзе, а шофером — сын Василий, научившийся уже в 12 лет лихо управляться с 12-цилиндровой машиной. Но Сталину, к тому времени ставшему настоящим почитателем американской автомобильной марки, хотелось чего-то еще более изысканного и совершенного.
В то время в США увеличилось количество террористических актов против правительства, и в моду вошли бронированные лимузины. Сам президент Франклин Делано Рузвельт, выезжающий на массовые мероприятия в открытой машине "Паккард Твелв" с кузовом дубль-фаэтон, для повседневных поездок использовал бронированный лимузин той же марки. Вот он и решил подарить своему коллеге Сталину самый роскошный и дорогой лимузин 14-й серии. Это был наиболее совершенный по техническим данным экземпляр с семиместным кузовом, бронированным в ателье "Дэрхем", что в Пассадене. Четырехступенчатая коробка передач за 20 секунд разгоняла семитонный автомобиль до 100 км/час, а максимальной была скорость в 120 км/час. Во всей 14-й серии, выпускавшейся с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936, был лишь один длиннобазный лимузин с бронезащитой. Именно эта машина, покрашенная в белый цвет, была преподнесена Сталину в октябре 1935 года американским послом Аверелом Гаримановым. Иосифу Виссарионовичу машина очень понравилась, однако он приказал в срочном порядке перекрасить белый "Паккард" в государственный черный цвет.
Страна Советов, которая семимильными шагами шла по пути индустриализации, никак не могла освоить производство собственных лимузинов высшего класса. Еще в 1933 в Ленинграде на заводе "Красный Путиловец" была выпущена партия из шести советских "Бьюиков" — автомобилей "Л-I", но завод перепрофилировали, а работу над советским лимузином передали в Москву на завод имени Сталина. Там решили довести до ума "бьюиковскую" ходовую и двигатель, а значительно устаревший внешний вид осовременить, прибегнув к помощи американских специалистов.
29 апреля 1936 года партия из четырех новых лимузинов "ЗИС 101" — два черных, один бежевый и один вишневый — выехала за ворота завода и покатила в сторону Кремля. Члены правительства, осмотрев новую машину, сделали свои замечания. В частности, Сталин приказал поставить за передним сиденьем разделительное стекло (он не терпел лишних свидетелей при разговорах), перенести салонный светильник от заднего сиденья в середину кузова (он не выносил яркого света), заменить фигурку-талисман на капоте на более лаконичную. Естественно, все сталинские поправки были выполнены, а лимузин пошел в серию. Несмотря на все сложности производства, в 1936-1941 годах было выпущено 8752 машины "ЗИС 101". Самый первый серийный экземпляр подарили, естественно, лучшему другу советских автомобилистов — И.В. Сталину. Глава СССР с пренебрежением отнесся к подарку, ведь его "Паккард Твелв" был и просторней, да и с технической стороны совершенней. К тому же после бронирования этого автомобиля 90-сильный мотор плохо справлялся с его передвижением. Вождь передал машину в распоряжение дочери Светланы: на ней охранник девочки, которого она называла "дядькой", возил ее в школу и к подругам. На этом автомобиле брат Василий научил ее самостоятельно ездить. "ЗИС 101" пробыл в распоряжении Светланы Сталиной до августа 1945 года, когда отец подарил ей "Татру 87".
Поездки Сталина по Москве в конце 30-х годов совершались в режиме большой секретности. На крышах домов располагались снайперы, сотрудники ОРУДа перекрывали движение, а "Паккард" сопровождали четыре машины охраны (сегодня в кортежах президентов стран СНГ их по меньшей мере 10). Впереди шли два фаэтона "Линкольн КБ" с мощным 12-цилиндровым мотором и откидным верхом, который не мешал круговому ведению огня, а сзади ехали два "ЗИС 101" ссотрудниками охраны.
Надо сказать, что в довоенный период лимузин Сталина в аварии не попадал, не считая инцидент, произошедший в 1940 году с машиной охраны. На мокром асфальте при повороте от площади Дзержинского на Кировскую огромный "Линкольн" занесло, и он врезался в стену дома. Окровавленные сотрудники охраны, выскочившие из фаэтона, мигом остановили какую-то "Эмку", выбросили перепуганного водителя и помчались вслед за главной машиной.
Единственная авария с лимузином вождя случилась летом 1946 года, когда Сталин с сопровождающими его членами правительства приехал в Крым. Он, как всегда, путешествовал в поезде, поскольку не терпел перелетов на самолете, а на платформе его спецсостава находился любимый лимузин. Колонна правительственных машин отправилась из Симферополя в Ялту. По дороге на кортеж обрушился жуткий ливень. Когда машины выехали на Ангарский перевал, навстречу показалась колхозная полуторочка. На мокрой скользкой дороге грузовик занесло, и он с ходу врезался в крыло сталинского левиафана. Броневик вождя не пострадал, а вот грузовичок... просто рассыпался. Из-под обломков выбралась женщина-водитель лет 45, которую тут же забрали по приказу министра безопасности В.С. Абакумова, ехавшего на своем "Линкольне" в той же колонне. Незадачливого шофера осудили и отправили в трудовой лагерь на Колыму.
Что же касается продолжения работ по отечественным лимузинам, которые вождь недолюбливал, то еще в 1942 году было решено начать разработку нового представительского автомобиля для членов правительства СССР. Тогда из США прибыли машины-прототипы для копирования. Ими оказались два "Кадиллака" моделей "67" и "75", "Крайслер Империал" и три "Паккарда" (два небольших "Клипера" с автоматической трансмиссией и один гигантский "Паккард 180). Все машины были 1941 года. Но выбор сталинского автоэксперта Власика пал на самый устаревший и тяжеловесный лимузин "Паккард 180". Приказ нужно выполнять, и к концу 1945 года на ЗИСе был построен специализированный цех N5, где шла сборка представительского лимузина "ЗИС 110". Под капотом этого усовершенствованного по сравнению с заокеанским аналогом автомобиля находился рядный 140-сильный мотор. "ЗИС 110" был современным по тем временам автомобилем, но Сталину нужна была бронированная версия. В 1947 году в одну ночь все правительственные иномарки заменили "ЗИСами", а бронированной машиной "ЗИС 115" пользовался сам вождь. Естественно, автомобиль весом в 4150 кг был менее скоростным и развивал лишь 100 км/час, а простой "ЗИС 110", весивший 2575 кг, разгонялся до 140 км/час.
Зато "ЗИС 115" был незаменим в целях безопасности. По трем маршрутам одновременно шли колонны из трех одинаковых машин, причем как ехать и куда садиться, Сталин и Власик решали в последнюю минуту.
По материалам http://lady.pravda.ru
Источник: rb.ru
Фото: открытые источники сети интернет