"Масленица идет, блин да мед несет" - говорит русская пословица. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
До Крещения Руси в 988 г. Масленица отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
По древним языческим верованиям Масленица, которую называли "боярыней Масленицей", — это время, когда Природа пробуждается от зимней спячки и наступает первое весеннее тепло: Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. "Не все коту Мсленица - будет и Великий пост" - гласит русская пословица. Но поскольку масленничная неделя - сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.
Не только блины являются масленничным символом пробуждения природы от зимней спячки, но и многочисленные традиции празднования Масленницы. И прежде всего, Масленица – это время праздничных гуляний и солнечного настроения: люди ходят в гости, вместе трапезничают...
В некоторых губерниях о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону - И пахать пойду!
С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло»,- говорит вечер перед масляной.
НЕНАСТЬЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД МАСЛЯНОЙ - К УРОЖАЮ ГРИБОВ.
КАКОЙ ДЕНЬ МАСЛЯНЫ КРАСНЫЙ, В ТАКОЙ СЕЙ ПШЕНИЦУ.
ЕСЛИ НА МАСЛЕНИЦУ ИДЕТ СНЕГ,
БУДЕТ УРОЖАЙ ГРЕЧИХИ.
МАСЛЕНИЦА - ОБЪЕДУХА, ДЕНЬГАМ ПРИБЕРУХА.
НЕ ЖИТЬЕ, А МАСЛЕНИЦА.
ИЩЕТ, ГДЕ СОРОК ЛЕТ МАСЛЕНИЦА И ПО ТРИ ГОДА МЕЛКИЕ ПРАЗДНИКИ.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название:
ПОНЕДЕЛЬНИК— "встреча". К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару: "Месяц ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко, Подуй на опару!" Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. Первый блин на Руси всегда отдавали нищим – на помин души всех усопших сродников. На блины приглашали всю родню. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами.
БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН.
БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ.
БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ.
В этот день дети ходили по домам и выпрашивали блины:
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Получив их они убегали со словами: "Паршивы блины: по аршину длинны!"
ВТОРНИК — "заигрыши". С утра молодых людей приглашали кататься с гор и есть блины. Звали родных и знакомых: "У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать". Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен.
В СРЕДУ, которую величали "лакомки", собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Именно с масленичной традицией связано известное выражение - поехать "к теще на блины".
БЫЛ У ТЕЩИ, ДА РАД УТЕКШИ.
У ТЕЩИ ЗЯТЬ - ПЕРВЫЙ ГОСТЬ, А ПРИНЯТ В ДОМ -
ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК.
НЕТ ЧЕРТА В ДОМЕ - ПРИМИ ЗЯТЯ. ЗЯТЬ В ДОМ - И ИКОНЫ ВОН.
ЧЕТВЕРГ — "широкий разгул". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам, возведениям и взятиям снежного города.
Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
В ПЯТНИЦУ наступал черед зятьям угощать тещ блинами – этот день так и называли "тещины вечерки". Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
А в СУББОТУ приглашала к себе родных молодая невестка – на "золовкины посиделки". Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
"Прощенным воскресеньем" именуется последний день Масленницы. В этот день все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: "Бог простит". В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Эта давняя традиция родилась в монастырях Палестины, где монахи весь Великий пост проводили в пустыне в полном одиночестве и возвращались в свои обители только на Пасху. Они хорошо понимали, что за долгое время уединения может произойти всякое, и прежде чем удалиться, не желая уносить с собой ни вину перед близкими, ни чувство обиды, собирались вместе и просили друг у друга прощения. В прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.
В этот день также сжигали чучело Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра:
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова -
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!
В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!" Кидали в костер блины: "Гори, блины, гори, Масленица!"; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ: "Теща, люли, поджаривай блины!".