Честный человек душой возвышен, поэтому
его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы.
Подлый человек душой низок, поэтому радость его мелка и скоротечна. Все
содеянное им выдает ущемленность.
· Честолюбие и гордыня — обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры.
· Учись находить в жизни радость — вот лучший способ привлечь счастье.
.· Не давай обещаний сгоряча. Не сердись во хмелю. Не строй планы в
радостном возбуждении. Не думай о предстоящих делах уставшим.
В каждом человеке есть мир подлинного.
В нем не слышишь звуков свирелей и струн, но всегда царит радость. В
нем не обоняешь ароматы курительных свеч и чая, но всегда разлито
благоухание. Очисть разум и отрешись от вещей, забудь о мыслях и
предоставь телу свободу — тогда сможешь туда проникнуть.
· Годы и месяцы тянутся долго, а суетливый человек сам себя торопит.
Небо и земля простираются широко, а низкий человек сам себя стесняет.
Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не
перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете.
· Есть одно изречение, гласящее: «Поднимаясь в гору, имей мужество
пройти по обрывистой тропе. Идя по снегу, имей мужество пройти по
скользкому мосту». В слове «мужество» заключен глубочайший смысл! Если
на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает
мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей бурьяном яме.
· О своих заслугах перед другими не нужно помнить. О своих
проступках перед другими нельзя не помнить. О милости других к себе
нельзя забывать. А об обидах, нанесенных вам, нельзя не забывать.
· Поведение должно быть возвышенным, но не причудливым. Мысли должны
быть тонкими, но не мелочными. Характер должен быть уравновешенным, но
не безвольным. Манеры должны быть воспитанными, но не жеманными.
· Если тебя преследуют неудачи, подумай о тех, кто неудачливей тебя,
и твои обиды рассеются. Если в твое сердце закрадется нерадивость,
подумай о тех, кто преуспел больше тебя, и ты воспрянешь духом.
· Воюя с негодяями, оставляй им путь к отступлению. Быть с ними
беспощадным — все равно что закупоривать мышиную нору: мыши, сдохшие в
норе, отравят все вокруг.
· В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел
не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного
тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.
· Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями.
· Гони от себя злобу — вот лучший способ держаться подальше от беды.
· Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.
· Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину
чист. Но тот, кто касается и не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне.
Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их,
тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот
возвышен вдвойне.
· Я знатен — и люди чтут меня. Но то, что они чтут, — это высокая
шапка и широкий пояс. Я унижен — и люди презирают меня. Но то, что они
презирают, — это холщовый халат и соломенные сандалии. Но ведь в
действительности люди меня не чтут — чему же мне радоваться? Они в
действительности меня не презирают — чему же мне огорчаться?
· Только когда сердце очищено от скверны, можно браться за чтение
книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок,
захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово,
захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове —
все равно что «дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам».
· Тот, кто много накопил, многого лишится.
· Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
· Для того, кто в себе хранит правду, жизнь сжимается в мгновение.
Для того, кто жаждет власти над другими, жизнь тянется вечно. Постигший
истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и думает о том, кем
он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения и отвергнет
оцепенение вечности.
· В мире десять тысяч вещей, в человеческой душе десять тысяч
чувств, на земле десять тысяч дел. Если смотреть на них помраченным
оком, они Предстанут бессмысленной путаницей. А если смотреть на них
прозревшим оком, во всем обнаружится незыблемый порядок. К чему
беспокоиться о различиях? К чему выбирать да выгадывать?
· Если чересчур заботиться о своей репутации, не сможешь помогать людям.
· Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты
наделен силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя есть
достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет
способностей, не завидуй умению других.
· Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему
который отовсюду уходит с пустыми руками. Если у человека нет ни одного
подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, стоит там где его
поставили.
· Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его
твердость обернется малодушием, его знание — безрассудством, а чистота
порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали
бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над
целым миром.
· Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на
своем пути. Лишенные милосердия холодны как лед. Такие заморозят
каждого, кто им встретится. Те, кто привязан к вещам, подобны тухлой
воде и гнилому дереву: жизнь ушла из них. Такие никогда не смогут
сотворить добро или сделать другого счастливым.
· На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему
навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему.
Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.
· Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще
может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о
том узнали люди, он порождает зло.
· Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях
будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно.
Тогда твои добродетели еще более упрочатся.
· Люди между собой и ладят и не ладят, но можно ли сделать так,
чтобы все угождали одному? Каждому что-то нравится, а что-то не
нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится
одному? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя
выводы — вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
· Не враждуй с низшим человеком.
· Не жаждай успеха в мире. Не впасть в заблуждение — это уже успех.
Не ищи милости людей. Не заслужить их ненависти — это уже милость.
· Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом
умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем
правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей.
· Непредназначенное тебе счастье, необоснованное приобретение, не
уготовленная Творцом всего сущего удача — это все западни, расставленные
миром для людей. Если, натыкаясь на них, не задирать к верху нос,
непременно их обойдешь.
· Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно
набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто
ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик,
скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут
сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие
подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит
лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни.
· Когда рождается ребенок, жизнь матери в опасности. Если ты скопил
много денег, к тебе залезут воры. Нет радости, которая не сулила бы
огорчений. Бедность научит воздержанию, болезнь — заботе о здоровье. Нет
несчастья, которое не предвещало бы радости. Поэтому постигший истину
человек не отделяет радость от огорчения, но забывает и о том и о
другом.
· Если хотя бы немного не отстраниться от мира, то уподобишься
мотыльку, летящему в огонь, и барану, бодающему ворота. Как же тут найти
покой и счастье?
· Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть
зерен дарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим,
бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня
золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.
· Когда жадному человеку преподносят золото, он недоволен тем, что
ему не поднесли яшму, а когда его производят в гуны, негодует на то, что
ему не пожаловали титул хоу. Хотя он могуществен и богат, ему нравится
казаться нищим. Тому, кто знает, как жить в довольстве, похлебка из
лебеды покажется слаще отборного риса, холщовый халат — теплее лисьей
шубы; удел податного человека — завиднее судьбы царедворца.
· Если в доме нет хозяина и всем распоряжается слуга, то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение?
· Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не
забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространяется
далеко, память о нем не оскудеет. Друзьям оставь втрое больше, чем
себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.
· Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу.
· Страсти и заботы проистекают из суетности сознания. Побори суетное сознание в себе, и в тебе проявится сознание истинное.
· Страсти обжигают, подобно пламени. Но стоит мелькнуть мысли о
болезни, и душа уподобится хладному пеплу. Мечты о славе и наградах
сладки, как мед. Но стоит подумать о смерти, и они покажутся
безвкусными, как лед. Поэтому, кто всегда печалится о смерти и думает о
болезнях, сможет отринуть иллюзии и думать о праведном пути.
· Покой среди покоя — не истинный покой. Лишь когда обретешь покой в
движении, воистину постигнешь небесную природу. Веселье cреди веселья —
не истинная радость. Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь,
чем живет сердце.
· Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры
пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один
день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина
вместит в себя целый мир.
· Путь небесной истины невообразимо широк. Стоит лишь немного
помечтать о нем, и на сердце становится легко и просторно. Путь людских
страстей поразительно узок. Стоит вступить на него, и перед глазами
вечно будут колючие травы да грязные лужи.
· С друзьями не будь развязен, иначе в друзьях у тебя окажутся одни ничтожества.
· Скряги, даже если они богаты, думают, что им не хватает. Им не
понять, отчего бессребреники хоть и бедны, а всего имеют в избытке. Люди
честолюбивые трудятся, а удовлетворения не получают. Им не понять,
отчего люди, не хвастающие способностями, праздны и живут в свое
удовольствие.
· Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни
радость — вот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями
не избегнешь. Гони от себя злобу — вот лучший способ держаться вдали от
беды.
· Те, кто гордится своими заслугами и блистает ученостью, живут, ища
опору вне себя. Они не знают, что сердце само по себе сияет, словно
драгоценная яшма. Тот, кто сохранил в себе первозданный свет сердца
воистину велик, даже если он не имеет ни одной заслуги и не прочтет ни
одного иероглифа.
· В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на
виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а
причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него
мала, а когда оно скрыто — велика.
· Благородный муж, попав в беду, не горюет, а оказавшись на пирушке,
не сторонится веселья. Он не робеет перед сильными мира сего и
сострадает убогим и сирым.
· В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься
делами, которые доставляют нам неудовольствие. Но только так мы найдем
оселок, на котором отточится наша добродетель. А если слушать лишь то,
что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем приятно думать, то всю
жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитым зельем.
· Давая волю желаниям, не радуйся красивым вещам и не позволяй себе
увлечься ими. Стоит хотя бы раз возжелать их, и ты увязнешь вглубь на
тысячу сажен. Предаваясь думам о правде, не страшись трудностей и не
отступай перед ними. Стоит отступить перед ними хотя бы на шаг, и ты
будешь отброшен назад за тысячу гор.
· Движущая сила Небес непостижима. Она сгибает и расправляет,
расправляет и сгибает. Она играет героями и ломает богатырей.
Благородный муж покорен даже невзгодам. Он живет в покое и готов к
превратностям судьбы. И Небо ничего не может с ним поделать.
· Чтобы продвигаться по стезе добродетели и взращивать в себе
правду, нужно быть бесстрастным, как дерево или камень. Стоит лишь
единожды что-либо возжелать, и ты окажешься в плену мира страстей. Чтобы
приносить пользу миру и водворять порядок в государстве, нужно быть
безучастным, как плывущее облако и водная гладь. Стоит лишь единожды
увлечься чем-либо, и ты погрязнешь в мире суеты.
·Чужие пороки нужно исправлять молча. Если выставлять их всем
напоказ, ты будешь порок изгонять пороком. Человеческое упрямство нужно
побеждать поучениями. Если же нападать на него в открытую, ты будешь
упрямство понапрасну исправлять упрямством.
· Хлопотливый человек беспокоится и о себе, и о других, никогда не
оставаясь безучастным. Человек равнодушный не заботится ни о себе, ни о
других, будучи ко всему безразличен. Благородный муж умеет соблюдать
меру. Он не слишком хлопотлив и не слишком безучастен.
|