Когда гаишники начали пользоваться
фоторадарами, одновременно фиксирующими скорость автомобиля и делающими
фотоснимок, многие водители порадовались: это не обычный радар, с такой
штукой нахимичить трудно!
Но нахимичить, оказывается, проще простого.
То, что регистратор «Визир»,
которым пользуется большинство подразделений ГИБДД, мягко говоря,
неидеален, обсуждали давно. Причем обсуждали как
водители, несправедливо наказанные по причине ошибочных показаний
прибора, так и сами инспекторы ДПС, которые обнаружили множество
недоработок,
допущенных создателями «Визира». Об этих недоработках мы подробно расскажем далее, а сначала — немного теории.
Регистратор «Визир» — это, фактически, гибрид цифровой видеокамеры и
допплеровского радара. Причем прибор, способный определять скорость в
диапазоне
от 20 до 250 км/ч, может как снимать видеоролики, так и делать
фотоснимки, а инспектор, пользуясь «Визиром», может установить
разрешенную скорость
в пределах от 20 до 150 км/ч. Забегая вперед, скажем: если
транспортное средство, движется быстрее заданной величины, значение
скорости объекта
отображается красным цветом, если медленнее — белым цветом.
Чтобы начать работу, сотруднику ДПС необходимо выбрать режим: либо
стационарный, когда устройство неподвижно зафиксировано на месте
(погрешность —
1км/ч), либо патрульный, когда замеры производятся из движущейся
патрульной машины (погрешность — 2 км/ч). В последнем случае инспектор
может
замерить скорость, как встречного, так и попутного транспорта, причем
на дисплее «Визира» отображаются скорости и самого экипажа, и других
участников движения.
Также инспектору требуется не только выбрать режим, но и выполнить
определенные настройки. Во-первых, установить, по какому параметру будет
определяться цель: прибор может выбирать либо «ближайшую», либо
«быстрейшую» цель. Во-вторых, настроить дальность действия — 100, 200
или 400
метров. И тут кроется первый подвох: если настроить минимальную
дистанцию, экипаж не успеет остановить нарушителя, а если выбрать
максимальное
расстояние, камера не сможет определить номера машины... Потому
гаишники обычно устанавливают 200-метровую дальность и включают
видеосъемку.
Думаете, что все просто и понятно? Чтобы получить «Визир» инспекторы
проходили специальное обучение и сдавали зачеты, но первые результаты
применения приборов шокировали гаишное начальство — на фотографиях и
видеозаписях, сделанных экипажами ДПС, было ничего не разобрать! А когда
сотрудники освоили новую технику и изучили имеющиеся режимы,
выяснилось, что прибор имеет множество изначально заложенных
недостатков...
Чтобы выяснить, какие ошибки способен допустить регистратор и какими
недоработками прибора может умышленно воспользоваться недобросовестный
гаишник, мы побеседовали с несколькими инспекторами ДПС и составили
перечень характерных ситуаций, когда остановленному за превышение
скорости
водителю необходимо проявить бдительность.
Ситуация первая. Магистраль
Настройки прибора: дальность — средняя
(200 м), режим — стационарный, настройка — определение быстрейшей цели.
Что происходит? По четырехполосной магистрали (по две полосы в кажду
сторону) движутся автомобили, причем водители, заранее завидев
патрульную
машину, перестроились на правую полосу и едут, соблюдая правила
дорожного движения — со скоростью 90 км/ч. В этот момент колонну по
левой полосе
обгоняет лихач, скорость которого — 120 км/ч, но, увидев инспектора, автомобилист притормаживает.
Что видит инспектор? По логике, регистратор должен выделить
нарушителя, скорость которого 120 км/ч. Но этого не происходит! Прибор
одновременно
показывает как первенца колонны, соблюдающего правила, так и
нарушителя, притом показания скорости на дисплее меняются каждую
секунду: то 90, то
120 км/ч.
Как обмануть водителя? «Кто ближе, тот и нарушитель», — такова обычная
логика инспектора. Поэтому гаишник останавливает неповинного лидера
колонны, который соблюдал скоростной режим, и начинает доказывать
(разумеется, пользуясь наглядной картинкой на приборе), что водитель
превысил
разрешенные 90 и ехал 120 км/ч.
Ситуация вторая. Светофор
Настройки прибора: дальность — средняя (200 м), режим — стационарный,
настройка — любая. Что происходит? Со светофора неспешно стартуют
несколько
легковушек, а слева проносится мотоцикл. Разумеется, завидев
патрульную машину, водители автомобилей не собираются превышать
разрешенную скорость,
а мотоциклист успевает свернуть в ближайший переулок.
Что видит инспектор? Стоящим или начинающим движение автомобилям
регистратор приписывает значительное нарушение скоростного режима,
которое в
действительности является скоростью промчавшегося мотоцикла. Но
инспектор видит правдивую картинку: вот — едущая машина, вот —
превышение
скорости, а мотоциклиста, которого заметил спидган, попросту не заметила камера.
Как обмануть водителя? Тут и делать ничего не нужно! Инспектору
достаточно остановить автомобиль и показать сделанное изображение.
Водителю
отпираться бессмысленно, посколько «нарушение» зафиксировано регистратором и не вызывает сомнений.
Ситуация третья. Преследование
Настройки прибора: дальность — средняя (200 м), режим — стационарный, настройка любая.
Что происходит? В городском потоке или на загородной движется
патрульная машина, внутри которой находится регистратор «Визир».
Инспектор, забыв
переключить режим со «стационарного» на «патрульный», делает замер скорости едущего навстречу автомобиля.
Что видит инспектор? Скорости движения встречной машины и патрульного
автомобиля складываются прибором и на дисплее отображается, будто
встречный
мчится, серьезно нарушая скоростной режим.
Как обмануть водителя? Здесь подход аналогичен тому, что применяется в
предыдущем варианте: догнать и остановить неповинного автомобилиста, а
затем показать картинку на приборе.
Ситуация четвертая. Пригорок
Настройки прибора: дальность — максимальная (400 м), режим — стационарный, настройка — определение быстрейшей цели.
Что происходит? К патрульной машине
приближается автомобиль, водитель которого соблюдает скоростной режим, а
позади на пригорке — почти за
полкилометра — несется другой автомобиль, значительно превышающий скорость.
Что видит инспектор? Камера выслеживает законопослушного
автомобилиста, а радар замечает нарушителя... На экране прибора
появляется интересная
картинка: фотография — ближайшего автомобиля, который соблюдает
правила, а скорость — нарушителя, которому до инспектора еще ехать и
ехать.
Как обмануть водителя? Водитель, разумеется, начнет отпираться, но
инспектор приготовил убойный аргумент: дальность прибора составляет
почти
полкилометра, следовательно, нарушение автомобилист совершил не здесь, а на виднеющемся позади пригорке.
Ситуация пятая. Фургон
Настройки прибора: дальность — средняя (200 м), режим — стационарный, настройка — определение ближайшей цели.
Что происходит? Инспектор видит, что приближается поток машин и решает
замерить скорость лидера, который, не заметив патрульного автомобиля,
значительно превышает скорость. По другой полосе и немного позади неспешно движется мебельный фургон.
Что видит инспектор? На экране показаны изображение и скорость...
мебельного фургона, который значительно больше легковушки нарушителя, а
потому
воспринимается прибором, как наиболее близкий объект.
Как обмануть водителя? Увы, никак. Первое время инспекторы
пользовались «определением ближайшей цели», поскольку думали, что такая
настройка
обеспечит максимальную точность измерений. Но оказалось наоборот —
прибор выхватывал из потока самую крупную машину, вместо автомобиля
нарушителя.
И теперь главный вопрос: если прибор допускает ошибки, а взяточники в
погонах готовы этим воспользоваться, как доказать собственную
невиновность?
А это, оказывается, практически невозможно! Все инстанции (и гаишное
начальство, и районные судьи) практически всегда отказывают тем, кто
пытается
оспорить показания регистратора. Слово «практически» здесь употреблено
не случайно: в самых вопиющих случаях (когда, например, ржавой
30-летней
«копейке» приписывают скорость в 160 км/ч) наложенный штраф отменяют. Значит, опять нужно жаловаться?
|