Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
Процесс письма является чрезвычайно трудным, думаю, что не каждый взрослый знаком с тонкостями технических навыков, которые приобретает ребенок в процессе письма: правильное использования письменных принадлежностей, соблюдение правил письма, а что говорить о графических навыках? При написании той или иной буквы нужно следовать четкому правилу ее написания. Этот сложный процесс оставим для профессионала — учителя, который будет не один месяц учить деток, как пишется каждая буква, с чего начинать писать — с крючка или палочки и т. д. Наша задача — подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс?
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений вашему ребенку будет намного легче освоить все технические навыки процесса письма:
- Пальчиковая гимнастика
Существует множество упражнений для детских пальчиков. При выполнении пальчиковой гимнастики у ребенка развивается мелкая моторика , которая не только связана с развитием речи но и подготавливает руку к письму, рисованию.
- Лепка
Старайтесь уделять этому процессу 10–15 минут на день. Не так уж много, а результат того стоит. Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость. Лепить можно не только из пластилина, отличный материал для таких занятий — глина.
- Вырезание ножницами
Дети очень любят вырезать, можно ставить несложные задачи: резание по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — овальная, квадратная, круглая и т. д.
- Игры конструктором и мозаикой
- Игры с мелкими предметами — бусинками, камешками, пуговицами
Можно использовать и природный материал — фасоль, горох и т. д. Используйте Вашу фантазию. При этом развиваем навыки счета.
- Рисование различным материалом — карандашами, красками, мелками.
- Штриховка предметов
Обращайте внимание на то, что движение руки ребенка должно быть легким, без какого — либо напряжения. Давайте разные задания — заштриховка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх. Обязательно покажите на примере. Обратите внимание на предметы, которые вы заштриховуете — они должны быть интересными для детского глаза.
- Раскрашивание картинок
В книжках-раскрасках, чем меньше ребенок по возрасту, тем больше должны быть картинки, которые он раскрашивает.
- Оригами
Помогает помогает развитию точных движений и памяти, а еще это очень красиво!
Варианты заданий.
1. Предлагаем ребенку обвести контур нарисованного объекта. Можно несколько раз ручками разных цветов.
![2 Готовим руку к письму картинки](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/2-300x174.jpg)
2. Ребенок соединяет точки линией.
![1 Готовим руку к письму](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/1-300x169.jpg)
3. Закрашивание контура различных нарисованных предметов.
![4 Готовим руку к школе скачать](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/4-300x173.jpg)
4. Выполнение штриховки разными способами и в разных направлениях.
![5 Рисование по клеточкам](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/5-300x174.jpg)
5. Рисование по клеточкам.
![6 Готовим руку к письму](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/6-300x172.jpg)
6. Всевозможные варианты рисования (дорисовывание, перерисовывание, копирование...).
![7 Картинки для подготовки руки к письму](http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/7-300x164.jpg)
Предложенные задания взяты из книги С.Гавриной, Н.Кутявиной, И.Топорковой, С.Щербиникой.