Ученые уже давно подозревали о существовании под фреской с батальной сценой Джорджо Вазари в знаменитом Палаццо Веккьо более ранней работы. Предположительно там скрывается фреска великого Леонардо да Винчи. Недавно, наконец, удалось получить материальные доказательства существования картины.
1. В 1503 году для оформления Зала Совета в Палаццо Веккьо были приглашены два величайших мастера того времени – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Это был единственный проект, над которым гении работали одновременно. Каждый из них подготовил свой макет фрески на картоне, которые современниками были признаны величайшими художественными произведениями. Но считалось, что Леонардо так и не удалось завершить свою фреску. У него возникли проблемы с составом красок и покрытием, фреска осыпалась, заказчик требовал результата, да Винчи пригласили в другой проект… Заканчивать оформление Зала поручено было другому известному живописцу – Джорджо Вазари, который и выполнил это с блеском.
2. Впервые идею о существовании фрески до Винчи высказал искусствовед Маурицио Серачини в 1975 году. Толчком к этому послужили сохранившиеся наброски «Битва при Ангьяри». На некоторых из них можно различить характерные для фресок линии. Кроме того трудно представить, что Вазари, отзывавшийся с таким восхищением о работе Леонардо, мог просто закрасить ее своей.
3. Первые исследования в 2006 году показали наличие полости за фреской Вазари. Это послужило толчком к дальнейшим попыткам обнаружить следы утраченной фрески автора «Тайной Вечери».
4. Только в конце 2011 года было получено разрешение на более детальное изучение «подозрительной» стены. В уже имеющихся разломах и трещинах были проделаны сквозные отверстия, в которые вводили эндосокп с камерами и манипуляторами.
5. Зонды в проделанных отверстиях должны были получить образцы покрытия второй стены, что в свою очередь дало бы ответ на мучающий всех вопрос.
6. И действительно, ученым удалось получить пробы с поверхности предполагаемой фрески Леонардо. В шести различных точках были найдены следы черного пигмента и красной, черной, оранжевой и белой красок. Это стало свидетельством присутствия за фреской Вазари другого крупного полотна.
7. Результаты анализов однозначно показали, что состав черного пигмента совпадает с тем, что использовался да Винчи при создании «Иоанна Крестителя» и «Джоконды». Каждый художник обычно имел собственный рецепт красок, а этот состав отличается характерным содержанием железа и марганца. Такой состав использовался только Леонардо и более никем из художников. И именно это открытие вселяет уверенность в исследователей во главе с Маурицио Серачини.
8. Сейчас ученые пытаются проделать еще отверстия для взятия проб. По расположению и содержанию пигментов можно будет судить о наличии фрески Леонардо, ее расположении, состоянии.
9. Утерянная фреска изображала «Битву при Ангиари». В этом бою малочисленный флорентийский отряд победил миланцев. Центр композиции составляла сцена сражения за знамя. Работа Микеланджело тоже была батальной – она передавала известный бой небольшого отряда флорентийских солдат, застигнутых во время купания.
10. Палаццо Веккьо был построен как общественное здание в 1299 году.
11. Сохранилось несколько набросков кисти Леонардо, сделанных во время работой над «Битвой при Ангьяри».
12. Эскизы да Винчи позволяют оценить масштабность и проработанность замысла художника.
13. Еще одной подсказкой для потомков Серачини считает надпись «Cerca Trova» («Ищите и обрящете») на вымпеле у солдат с фрески Джорджо Вазари. Предполагается, что таким образом художник передавал потомкам секрет фрески предшественника.
14. Возможно когда-нибудь нам удастся увидеть в живую фреску Леонардо до Винчи, представить которую можно пока лучше всего по картине Рубенса.
|