Мне нравится все потертое и рваное.
У меня такая хорошая память, что я помню даже свой довоенный телефон:
Г-69132. Я помню, что банка крабов в войну стоила 77 копеек. Приходишь в
любой магазин — а там одни крабы; их не покупал никто. Что это и где
это водится — никто ни фига не знал.
Я много с кем делал интервью — с Бельмондо, Клодом Лелюшем, Филиппом
Нуаре, Альберто Сорди, но лишь когда я шел к Феллини, я шел и думал:
«Иду к королю». Похожее чувство я испытал в 1968-м или в 1969-м, когда
вез с «Мосфильма» Солженицына до его дома. Чувствовал, что у меня в
машине что-то бесценное.
Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.
Сегодняшнюю политическую ситуацию я сквозь себя абсолютно никак не
пропускаю. Я не знаю, в какой стране живу, не знаю, какой у нас строй. Я
не понимаю, условно говоря, за что сидит Ходорковский, а другой олигарх
почему не сидит. Я понимаю одно: кроме русского языка, нас ничего
больше не объединяет. Я сегодня живу не в стране, а на своей территории.
Вы не смотрели моего «Андерсена»? Боитесь, что я сделал говно? А я
последние два года жил ради этого фильма. Андерсен — кипяток со льдом и
перец с вареньем. Все тут замешано. У него мать — алкоголичка, сестра —
проститутка, дед — сумасшедший, а он — гений. Да, он отрекся от сестры и
не приехал на похороны матери, но он не преступник. Пусть каждый в
своей биографии поищет, не предавал ли он свою мать, не отрекался ли он
от своих родственников, нет ли у него каких-то тараканов в голове.
Где есть юмор — там есть и правда.
«Изображая жертву» — антипоколенческая вещь. Матерный монолог
следователя о молодых людях, которым все по фигу, — это сильно. Я не
люблю картины с матом, но я бы на его месте говорил так же. Ненавижу это
невежественное племя мальчиков и девочек.
Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и
много, и при этом не работать. Русские сказки — это и есть, к сожалению,
национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не
вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.
Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о
хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где
действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в
этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто
умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не
работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.
Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и
восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство.
Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых
говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.
|