Сегодня все знают о существовании в Красной Армии во время Великой Отечественной войны штрафных батальонов и штрафных рот. Об этом не только говорят историки, но и снимают художественные фильмы, в которых рассказана история тех, о ком мы знаем, но молчим. Но, как правило, в большей части все штрафные подразделения создавались в мотострелковых войсках, а как же другие – авиация, флот. Неужели не было штрафников боевых летчиков или моряков?
Как известно, воинские штрафные подразделения в Красной Армии создавались согласно приказу № 227 Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года. В то же время начали создаваться и штрафные эскадрильи, но, в отличие от мотострелковых подразделений, командование 8-й воздушной армии самостоятельно обратилось к Верховному командованию с просьбой разрешить создание подобной воинской единицы. В подтверждение этого говорят архивные документы, которые свидетельствуют о том, что командование 8-й воздушной активно внедряло действие приказа №227 в своих отдельных подразделениях.
В авиационных подразделениях создавалась определенная эмоциональная атмосфера, которая не только усиливала боевую дисциплину, но вместе с тем и давала шанс оступившемуся пилоту искупить свою вину не в окопах вместе с пехотинцами, а в небе. Конечно, назвать это решение гуманным невозможно, учитывая тот факт, что к тяжелому проступку могут отнести любую ошибку или даже случайность. С другой стороны, приказ №277 это была надежда для провинившихся искупить свой позор в бою, а не быть расстрелянным по приговору Военного трибунала. Задачу организации штрафных боевых эскадрилий положение, разработанное командованием 8-й воздушной армии, определило так: предоставить определенную возможность летчикам, техникам и механикам, стрелкам-бомбардирам, уличенным в саботаже, проявлении трусости и элементов шкурничества, уклонении от боевых полетов, путем выполнения наиболее ответственных боевых заданий на опасных участках и направлениях и тем самым искупить свою вину и доказать смелость перед Родиной. Далее в историческом документе указано, что перечисленные в положении лица, независимо от занимаемой должности, направляются в штрафные эскадрильи на основании распоряжения командира дивизии с последующей отдачей приказа и переоформлению по личному составу авиационной армии. Отчисление из состава штрафной эскадрильи осуществляется только по представлению командира дивизии, на основании приказа командующего армией. Также в данном положении предусматривалось формирование штрафных эскадрилий 3-х типов: штурмовой на Ил-2, истребительной на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1, легкобомбардировочной на У-2. Каждая из этих эскадрилий содержалась вне штата и подчинялась непосредственно командиру дивизии, в которой была создана решением командования армии. 8-я воздушная армия - это целая плеяда блестящих летчиков, настоящих асов. Уже под Сталинградом во всей красе засверкал боевой талант И.С.Полбина, А.В.Алелюхина, В.Д.Лавриненкова, А.Е.Рубахина, Амет-хана Султана, И.И.Клещева, И.И.Пстыго и десятков иных. Но воздушная армия состояла из многих сотен летчиков, и общий уровень их боевой подготовки, в особенности пилотов, призванных на фронт из запаса, у Волги настолько высоким еще не был. Вплоть до Кубани, над которой Красная Армия окончательно перехватила у врага боевую инициативу в небе, еще предстояло дожить. Можно предположить, что рассказ о созданных штрафных эскадрильях, для которых так же нашлось место в советской, полной героизма и жизненного драматизма военной истории, ни капли не исказит облик героического авиационного объединения. Как и в целом военно-воздушных сил. О прошлом необходимо знать все, одна ложь и недомолвки нам в убыток. Как и в штрафном батальоне, руководящий состав подобной эскадрильи подбирался из не штрафников. Он включал 5 человек: командира и комиссара эскадрильи, замкомандира, адъютанта старшего и старшего техника. Остальной командный, рядовой технический и летный составы укомплектовывались только за счет штрафников. Единственное исключение, которое предусматривало положение: при недоукомплектованности штрафной эскадрильи легкобомбардировочной авиации стрелками-бомбардирами комдиву разрешалось замещать указанные должности не штрафниками. На командование дивизий и эскадрилий возлагалась обязанность скрупулезно учитывать все боевые заслуги штрафников, и только на основании указанных учетных данных передавать ходатайство о переводе их в боевые строевые части. Положение не разрешало представлять штрафников к государственным наградам, лишало их обязательного для других летчиков денежного вознаграждения за значительные боевые успехи в порядке приказов Народного Комиссариата Обороны СССР № 0299, 0489 и 0490. Пребывание в штрафной эскадрилье не учитывалось в срок, определяющий предоставление к очередному воинскому званию. Штрафники, в независимости от должности, которую до этого занимали в строевой части, обеспечивались денежным содержанием согласно должности, которую им предоставляли в штрафной эскадрилье, с обязательной процентной надбавкой за нахождение на фронте. Документ был разработан под непосредственным воздействием приказа НКО СССР № 227. Но в штабе 8-й авиационной армии не могли применять в качестве образца положение о штрафном батальоне или роте. Последние были узаконены заместителем наркома обороны Г.К.Жуковым 26.09.1942 г., а А.Вихорев и Т.Хрюкин утвердили свое положение на 20 дней раньше - 6 сентября. Итоговый документ получился более суровым, чем принятое Положение о штрафбате. Бойцов-штрафников в пехоте за подвиги к государственным и правительственным наградам представляли. Они изначально знали, на какой срок отправлены в штрафной батальон - этот срок не мог быть более трех месяцев. Боевое ранение, каким бы ни была его сложность, признавалось свидетельством полного искупления вины. Авиаторы же в данной ситуации предпочли иной критерий подхода - только число и результаты боевых вылетов и качество технической подготовки самолетов к выполнению боевой работы. Некоторые летчики не могли избавиться от статуса штрафника и за пять месяцев. Получив в небе ранения, ожоги, они в строевые части не переводились. Зачастую, даже после снятия с летчика по представлению командования дивизии и эскадрильи судимости он еще некоторое время решал боевые задачи как штрафник. Не предусматривало принятое положение о штрафных эскадрильях и каких-либо дополнительных дисциплинарных полномочий непосредственно для их постоянного комсостава, льготного исчисления воинской выслуги лет. Это было только прерогативой Накормата обороны СССР. В тот момент, когда в 8-й авиационной армии приступили к непосредственно комплектованию штрафных эскадрилий, в ее составе было 10 авиационных дивизий и целый ряд отдельных частей, в общей численности 49 авиаполков и 40 батальонов технического аэродромного обслуживания, объединенных в 5 районов аэродромного базирования. Указанные данные дают полное представление о том, что 3 штрафные эскадрильи отдельного десятисамолетного состава в системе настолько мощного авиационного формирования - капля в море. Но их перевоспитательное значение преуменьшать никоим образом нельзя. Создаваемые с 9 сентября 1942 года штрафные эскадрильи формировались: штурмовая - при 206-й штурмовой авиадивизии, истребительная - при 268-й истребительной авиадивизии и легкобомбардировочная - при 272-й ночной бомбардировочной дивизии. Непосредственно в дивизиях штрафные эскадрильи оставались в непосредственном подчинении комдива, прикрепляясь к одному из полков. Например, в 206-й штурмовой авиадивизии эскадрилья, сформированная из штрафников, довольно прочно срослась со сформированным уже в ходе войны 811-м штурмовым полком двухэскадрильного состава. Командование штрафниками было поручено одному из лучших летчиков этой новой части капитану Петру Федосеевичу Забавских, до этого возглавлявшему строевую эскадрилью. Летая на штурмовике Ил-2, он, перед войной 6 лет прослуживший военным инструктором в Сталинградском войсковом училище летчиков, отличался точной штурмовкой наземных целей, а также сумел сбить два самолета-истребителя противника - «фокке-вульф-189» и «мессершмитт-109». Приказом еще по Юго-Восточному фронту капитан П.Забавских был награжден боевым орденом Красного Знамени. В штрафники летчики и технические специалисты попадали по разным причинам и при различных обстоятельствах. В большинстве случаев их личная вина была явной и неоспоримой. Но стоит заметить, что невсегда. К примеру, в созданную штрафную эскадрилью, которой командовал капитан Забавских, был зачислен Григорий Алексеевич Потлов. С началом войны он находился на Южном фронте в составе ночного бомбардировочного подразделения У-2 и провел 15 боевых вылетов. Затем, уже, будучи на Сталинградском фронте, взял под командование эскадрилью в 622-м отдельном штурмовом полку, совершил на штурмовике Ил-2 9 успешных боевых вылетов в тыл противника. Но 14 августа 1942 года, ведя в бой группу из 6 самолетов, боевое задание не выполнил, вернулся на аэродром с полным боекомплектом бомб. Возможно, летчики не нашли определенную им цель, потратили много времени на ее поиск, а в последствии сбрасывать бомбы было как поздно, так и опасно. Полковник В.В.Степичев, командир 228-й штурмовой авиадивизии, увидел причину невыполнения боевой задачи в трусости ведущего звена. Приказом по армии Григорий Потлов в звании рядового красноармейца, передав на хранение в штаб дивизии свой орден Красного Знамени, был отправлен в штрафную эскадрилью. В ее составе он проявил себя великолепно: совершил 2 боевых вылета в качестве основного ведомого, 2 - ведущим звена и 8 - ведущим группы. Но были причины и другие, порой удивительные. Один из обслуживающих механиков авиазвена, злоупотребив личным служебным положением, снял необходимые детали с самолета ЛаГГ-3 в расположенном по соседству полку, другой специалист, грубо нарушив меры безопасности, поджог при заправке самолет У-2, который сгорел полностью. Сразу несколько работников техников и механиков в ноябре заморозили водосистему в двигателях самолетов Ил-2 и МиГ-3. Руководитель техотдела одного из отдельных батальонов аэродромного обслуживания по собственной халатности не обеспечил авиационную технику сжатым воздухом, сорвав боевые вылеты нескольких авиагрупп штурмовиков и истребителей. Главный техник эскадрильи по обеспечению вооружением выпустил самолет Ил-2 на выполнение боевого задания, не зарядив пушку боеприпасами. Молодой механик, находясь в составе караула по охране секретного склада с боеприпасами, от скуки выстрелил в пролетавшего мимо воробья. Воробей успел улететь, а вот склад взлетел на воздух. Иногда и летчики совершали различные поступки, которые по своей глупости напоминают об их молодости и житейской неосмотрительности. Например, 5 июня 1943 года командир 10-го учебно-подготовительного авиаполка отправил в город Астрахань на самолете УТ-2 мл. лейтенанта Минченко и старшину подразделения Минина. В Началово, на полевом аэродроме им надлежало принять и переправить самолет Як-1. Но летчики в указанный срок не вернулись. Было установлено, что они самовольно вылетели в Кизляр за вином и в момент взлета с пустыря сломали самолет УТ-2. В подготовленном приказе по этому вопросу командующий 8-й воздушной армией указал, что за подобное исключительное хулиганство Минин и Минченко заслуживают предания Военному трибуналу, но, учитывая их высококлассную технику пилотирования и то, что в своем полку они были инструкторами, он дает им возможность искупить личную вину в штрафной эскадрилье. Потери среди авиаторов-штрафников были сопоставимыми с теми потерями, которые несли строевые эскадрильи. Так, в частности, штрафная штурмовая эскадрилья под командованием капитана Петра Забавских с 1 октября по 31 декабря 1942 года потеряла трех летчиков. С выполнения боевого задания не вернулись капитан П.И.Гращенко и старшина И.И.Елисеев, а сержант И.Я.Ковалев был сбит во время внезапной атаки «мессершмитта-109» при перегоне самолетов в другой район базирования. Из трех штрафных эскадрилий, которые были сформированы в 8-й воздушной армии, особенно доблестно проявила себя ночная бомбардировочная на У-2, командиром которой был ст. лейтенант Иван Семертей. Летчики данной эскадрильи, как, впрочем, и других эскадрилий в 272-й авиадивизии, совершали боевые вылеты ночью и в особо сложных метеоусловиях. За одну ночь они успевали выполнить 5-6 боевых вылетов с обычной бомбовой нагрузкой в 200-230 килограмм. Летчик-штрафник Мухамедзян Шарипов, в действительности носивший звание батальонного комиссара, в течение месяца произвел 94 боевых вылета, а красноармеец Кузьма Волков - 75. Напомним, тот факт, что летчиков строевых эскадрилий за выполненные 50 боевых вылетов по приказу НКО СССР № 294 было дозволено представлять к ордену Отечественной войны II степени, а за аналогичные 60 - I степени. Но для героев Шарипова, Волкова и многих их сослуживцев и коллег по несчастью высшей государственной наградой было возвращение предыдущего воинского звания и откомандирование в строевую эскадрилью.
|