Шампанское – неизменный атрибут Нового Года почти для всех стран мира. Когда часы бьют двенадцать, у нас принято открывать шампанское
громким выстрелом и разливать по бокалам игристый напиток. И хотя
сегодня на полках магазинов представлено немалое количество
разнообразных игристых вин, для большинства жителей СНГ самой популярной
маркой остается "Советское шампанское". У этого напитка есть ряд
несомненных плюсов: невысокая цена, привычный вкус и широкая
известность. За время своего существования "Советское шампанское" так полюбилось потребителям, что в 2004 году это название стало официально зарегистрированной торговой маркой.
История "Советского шампанского"
История "Советского шампанского"
самым тесным образом связана с историей Советского Союза. После
Октябрьской революции 1917 года вместе с атрибутами буржуазного прошлого
исчезли и игристые вина. В стране царили голод и разруха; действовал
"сухой закон".
В
1924 году после его отмены правительство, возглавляемое Алексеем
Рыковым, поставило перед отечественными виноделами сложную задачу:
сделать такое игристое вино, которое бы стало доступно самым широким
слоям трудящихся. Соответственно, напиток должен быть массовым,
сравнительно дешевым и быстрым в приготовлении. Решением вердикта партии
занялся известный химик-шампанист Антон Михайлович Фролов-Багреев
(1877-1953). Этот человек большую часть жизнь посвятил развитию
российского, а затем и советского виноделия; именно его считают отцом "Советского шампанского".
Дата 28 июля 1936 года стала особой вехой в истории "Советского шампанского".
В этот день на заседании Политбюро, при личном участии Сталина, было
принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) "О производстве "Советского шампанского",
десертных и столовых вин", предусматривающее строительство заводов по
производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР.
Экономика решения оказалась проста: виноматериалы транспортировать в
разы выгоднее, чем перевозить по стране готовую продукцию. И уже в том
же 1936 году испытания нового резервуарного метода производства игристых
вин, проходили на Донском заводе шампанских вин (ныне Ростовский завод
шампанских вин). В 1937 году с конвейера сошла первая бутылка "Советского шампанского", изготовленная резервуарным методом Фролова-Багреева.
Технология производства шампанского
Классическая технология производства шампанского
бутылочным способом называется шампенуаз (сhampenois). Ее главное
отличие заключается в том, что брожение тиражной смеси (так шампанисты
называют комбинацию ассамблированных шампанских виноматериалов, дрожжей и
тиражного ликера – раствора сахарозы в вине) происходит в закупоренных
бутылках в контакте с дрожжами. Для вторичного брожения, которое длится,
как правило, от одного до двух месяцев, бутылки с тиражным вином
укладывают в штабеля. В дальнейшем дрожжи постепенно прекращают свою
деятельность и отмирают. Наступает процесс выдержки сброженного вина на
дрожжевых осадках, и он довольно длителен. Так, по закону, выдержка на
осадке французского немиллезимного шампанского вина должна составлять не
менее 15 месяцев; при этом многие производители в Шампани увеличивают
этот срок до трех, пяти и более лет.
Необходимость длительной выдержки на
осадке заключается в том, что вино обогащается продуктами автолиза
дрожжей, которые влияют на вкус и букет вина, делая его более мягким и
гармоничным, а также улучшают игристые и пенистые свойства шампанского.
К концу послетиражной выдержки бутылки помещаются в специальные
станки-пюпитры для осветления вина и переведения осадка на пробку
(ремюаж). В дальнейшем осадок замораживается; бутылку вскрывают, удаляя
осадок вместе с пробкой (дегоржаж) и вводят экспедиционный ликер для
создания определенных кондиций по сахару. И только затем игристое вино
вновь укупоривается, проходит контрольную выдержку, оформляется и
поступает в продажу.
Уже из краткого описания становится понятно, что классическая технология производства шампанских и игристых вин
абсолютно неприемлема для массового выпуска продукции. Профессор Момене
(Франция) в 1859 году предложил вместо дорогостоящего бутылочного
способа проводить вторичное брожение игристых вин в резервуарах –
акратофорах (от греч. akratophoros – сосуд для чистого вина). Однако
технология, предложенная французским ученым, требовала значительных
модификаций и технических новаций. После огромного числа опытов и
экспериментов Антон Михайлович Фролов-Багреев создал свой
усовершенствованный аппарат для производства игристых вин. В отличие от
классического способа производства игристых вин, при акратофорном или резервуарном методе (его также называют Шарма), вторичное брожение происходит в течение 25-27 суток.
Конечно, советские шампанисты отдавали
себе отчет в том, что резервуарная технология, в отличие от бутылочной,
исключает длительный контакт шампанизированного вина с дрожжевым
осадком, что накладывает определенный отпечаток на качество продукции,
лишая вино части его индивидуальности. С другой стороны, вино для
избранных превратилось в "Советское шампанское", доступное и демократичное, вплоть до того, что в магазинах его стали продавать на розлив.
Современное "Советское шампанское"
Современное "Советское шампанское",
согласно ГОСТу, может быть произведено разными способами: классическим,
резервуарным и методом брожения в непрерывном потоке. Однако большая
часть "Советского шампанского" изготавливается именно методом
непрерывного брожения в потоке. При этом для покупателей наиболее
интересным должен являться тот факт, что, по сути, "Советского шампанского"
не является в полном смысле торговой маркой. К примеру, если Вы
приобретаете классическую Coca-Cola различных заводов-производителей, то
ее вкус будет примерно одинаковым, поскольку рецептура напитка
строжайшим образом соблюдается.
В случае с cовременным "Советским шампанским"
все иначе. ГОСТ позволяет производить игристые вина, имеющие различный
вкус и букет. Каждый завод в производстве напитков использует особые
расы дрожжей, шампанские виноматериалы, сделанные из различных сортов
винограда (Шардонне, Алиготе, Пино Блан, Рислинг, Совиньон Блан,
Сильванер и др.), не говоря уже о модификациях производственных
технологий. Более того, специалисты каждого предприятия подбирают свои
индивидуальные формулы купажей для будущего продукта. Так, главный
технолог завода шампанских вин "Исток" отметила, что шампанское каждого
завода чуть-чуть, да отличается.
Марка "Советское шампанское"
Марка "Советское шампанское"
была разработана в 1928 году Совнархозом, и ранее применялась абсолютно
на всех комбинатах шампанских вин бывшего Советского Cоюза. Сегодня
ситуация изменилась. 4 марта 2004 года Федеральное Казенное Предприятие
"Союзплодоимпорт" (правопреемник Всесоюзного внешнеторгового объединения
"Союзплодоимпорт") получило свидетельство о регистрации товарного знака
"Советское" в 33-м классе (вино) на территории России.
Основанием для этого решения стала регистрация в 1969 году товарного знака Soviet Sparkling ("Советское игристое").
После этих событий "Союзплодоимпорт" предложил производителям заключить
лицензионный договор на право использования данного товарного знака и
платить роялти с каждой выпущенной бутылки "Советского шампанского". Разумеется, шампанисты восприняли это событие без энтузиазма. По их мнению, "Советское шампанское" –
это не торговая марка, а ГОСТ, определенная рецептура игристого вина,
выпуск которого не привязан в сознании потребителей к конкретной
компании. И регистрировать такую марку неправомерно.
Как бы то ни было, к концу 2004 года
ФКП «Союзплодоимпорт» заключило 8 договоров с различными предприятиями
отрасли на производство "Советского шампанского". Многие предприятия просто отказались от выпуска "Советского шампанского" и перешли на производство игристых вин под собственными брендами, а также маркой "Российское шампанское". В отличие от бренда "Советское шампанское",
на использование которого необходим лицензионный договор, "Российское
шампанское" могут производить все предприятия России, согласно ГОСТ Р
51165-98, технические требования которого практически полностью
повторяют ГОСТ 13918-88 для "Советского шампанского". Сегодня название "Советское шампанское
может существовать только на русском языке. Латинскими буквами писать
его на этикетках запрещено международными правилами в области виноделия,
поскольку это – исключительная прерогатива французов.
По материалам svvr.ru
|