Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами.
Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Многие, как, например, несколько позже поэт Рютбеф , жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же играть в нее было еще и опасно. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны. Больших усилий требовала загадочная игра «табль» («tables»), литература придавала ей особое значение, однако ее правила практически неизвестны. В какой-то степени она напоминала игру в триктрак , участвовали двое или четверо игроков, используя несколько костей и много жетонов. Во Франции шахматы появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Великого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Чтобы достичь в нем совершенства, нужно, как говорится в «Песне о Ли де Нантейле», начать обучение в возрасте шести лет . В литературе описание шахматных партий занимает значительное место. Это одновременно и забавный эпизод, и драматическое действие. Иногда эти партии начинались из-за столкновения серьезных интересов: в них могла разыгрываться судьба женщины, пленника, армии. Дамы и молодые женщины без малейших колебаний садились за шахматную доску и часто показывали себя более искусными игроками, чем мужчины. По легенде Алиенора заставила потерпеть поражение в шахматах самых влиятельных князей Англии и Франции. Часто проигравший в ярости от своего поражения ранил или убивал противника. В «Рыцарстве Ожье» Шарло, сын Карла Великого, проиграв Бодине, сыну Ожье Датчанина, «схватил обеими руками шахматную доску, бросил ему в голову и проломил ее так, что брызнул мозг» . До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид — чередование черных и белых клеток — доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры — и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске — однако облегчило видение и проверку ходов. Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика. Так же и «альфен» (alfln), заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры). Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня,— поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность. Форма фигур зависела от местности и уровня игры. Для повседневных игр уже делали стилизованные фигурки из кости или дерева, и никаких правил их изготовления не существовало. Для парадных же игр фигурки вытачивали из слоновой кости, эбенового дерева, янтаря или яшмы. Каждая из них служила определенным символом. Три оставались практически неизменными: король всегда с короной на голове; конь — всадник верхом на коне; пешки — в виде легковооруженных солдат. Форма остальных трех фигур варьировалась. Ферзя мог представлять сидящий человек с лицом, как у короля, но без короны, иногда — под влиянием куртуазной культуры — вместо него выступала дама. Alfin изображался в Англии и Западной Франции как епископ, во Фландрии и Рейнской области — как граф; в других районах — как пожилой человек, дерево или животное. Наконец, ладья могла быть сделана в виде тяжеловооруженного солдата или животного с башенкой на спине, а чаще представлялась целой сценой с участием двух персонажей: Адама и Евы, святого Михаила, убивающего дракона; двух переплетенных чудовищ, двух рыцарей, сражающихся копьями. У каждого играющего имелось по 16 фигур, перед началом партии их расставляли так же, как и в современной игре. Причем с одной стороны выстраивались белые, а с другой — не черные, а красные. В области шахмат царили те же символы, как и во всем остальном: до XIV века в сознании западного человека белому цвету противопоставлялся не черный, воспринимавшийся отсутствием цвета, как такового, а красный — цвет цвета. Футбол (или как пожелаете) Что надо: Нечто напоминающее мяч, две команды, быстро бегающие и пытающиеся закинуть то самое, напоминающее, в «ворота» противника. Закинули – тхе енд. И все. Команда. Состоит из (…) игроков. Нужное вписать: от одного до целой деревни со всеми имеющимися мужиками, бабами, киндерами, курами, коровами и прочими предметами обстановки. И если одна курица первой команды стоит всех одиннадцати прекрасных воинов другой команды, то так они и будут играть 1 против 11. Количество игроков любое «Ворота». Все, что угодно от дырки в полу до рыночной площади. Поле: то, что между воротами, ага. Размер не главное ;) Нарушение правил? Ну, вот, например, в 1321 году один игрок угондошил в процессе игры другого, и ничего. С каждым может случиться. Ручками? Ручками! Можно носить, кидать, таскать и т.д. Впрочем, если вы пошиты хотя бы на середину XV, то можете трогать мяч и ногами. Именно тогда это разрешили. А если нет, то не расстраивайтесь, все равно играть в футбол ногами могут только нецивилизованные бразильцы, в Европе такой способ не прижился. Размеры мяча. Маленький, может, и удаленький, но только если это…впрочем, не суть. Здесь все совсем наоборот: чем больше, тем маневреннее. А впрочем, что уж есть, тем и пользуйтесь. Alquerque – испанское название игры, которую завезли в Европу продвинутые мавры. Известно. что в эту игру уже тысячу лет играют в Египте и Среднем Востоке. В арабской книге Kitab-al-Aghani, писанной в 10 веке, игрушка носит имя Эль-Квиркат. В Libro de Juegos короля Альфонса Мудрого представлены некоторые разновидности Alquerque. И, кстати, один из таких видов - Alquerqe de doce – до сих пор популярен в испанских кабаках. 2 игрока обзаводятся каждый 12-тью черными или, соответственно, белыми камушками. Расставляют их так, чтобы по середине оставалось свободное место. Ходят по очереди. Игрок двигается на соседнее, свободное поле, если рядом он видит противника, не прикрытого со спины, то убивает его методом молодого нинзя-людоеда – перепрыгивает и в прыжке съедает. Если есть такая возможность, то убивается не один, а больше. Опять же прыжком (прыгать можно во все стороны). Милосердие к врагам не поощряется и очень даже наказывается. Не съел – съедят тебя, точнее просто снимут с поля. Победил, как не сложно догадаться тот, кто первый сожрал всех своих врагов. Лисец и гуси - Игра представляет собой стандартную охотничью развлекуху тет-а-тет. Одному игроку достается одна маленькая, но быстрая и злая фишка, которая жрет находящиеся в количественном превосходстве фишки второго игрока. Первыми игрушку описали исландцы в саге "Греттис", но изобрести под нее доску додумались только итальянцы и англичане. Вот например, кто-то откопал, что в книге расходов короля Эдуарда IV (1461 – 1483) одной из статей указывалось перековать старенькое серебришко на двух лис и 26 собак, то есть на два полных комплекта фишек. Изначально в игре участвовали 13 гусей (собак) и одна лиса. Каждый двигается к противоположному краю доски и в процессе сего действа лиса жрет гусесобак. Правила поменялись после 1600 года: гусесобаки новейшего выпуска не могли уже двигаться назад или по диагонали, зато они размножились до 17 штук. Позиция номер раз: см. картинку. Первыми ходят рыжие. Лисец двигается в любом направлении и увидев свободное место за спиной гусесобаки прыгает на него через голову последней, убивая ее. Или даже их: семерых одним ударом (в общем система как в шашках). Трупики/тушки убираются с поля. Но в принципе лисец может быть пацифистом и никого убивать не обязан. Гусесобаки двигаются короткими перебежками (один ход/шаг/клетка за раз) вперед или в стороны, но не назад и не по диагонали. Гуси-мутанты победили, если смогли окружить лису так, что ей не шевельнуться. Лиса победила, если сожрала 12 (10) гусесобак. Три «брэ». Изначально игра использовалась для тренировки оруженосцев, которые должны были суметь в случае необходимости вытащить из сутолоки боя своего господина. Первое время играли с кожаным мешочком, набитым еловыми шишками. Во время игры из-за невозможности видеть оружие противника, нередко случались травмы, поэтому с 12 столетия в нее стали играть в одних только брэ. Поле: площадка - круг диаметром 6 метров, со средней линией и двумя воротами (диаметром в метр) Линии разметки прокладывались при помощи соломы. Мяч делается из кожи или льна и набивается соломой или тряпками. Вес 25-40 кг, 90-120 см в диаметре. Каждая команда состоит из 6 игроков, одетых только в брэ босые или в крестьянских башмаках. Обе команды находятся на своей половине поля, но место каждого отдельного игрока строго не оговаривается. Мяч лежит в середине круга. Суть игры - загнать мяч (закатить, забросить, занести, затащить, заволочь, запинать или уж как получится) в «ворота» противника Кроме целенаправленных ударов и пинков, а также применения оружия, можно делать все. За нарушение правил, вся команда сразу дисквалифицируется. Отдельный игрок может быть дисквалифицирован судьей при грубых нарушениях чести и морали (ругался матом три минуты, плевался на пол 2 минуты, ну и чья честь еще на что горазда) Длительность игры: 2*3 минуты, с 3 минутным перерывом. Если за это время мяч так и не был забит, то после второго перерыва назначается дополнительный тайм, который продолжается до победы одной из команд. Во время игры состав команды не может меняться, если только игрок не травмируется настолько, что не сможет без посторонней помощи покинуть поле.
|