асху
от масленицы отделяли 40 дней Великого поста, когда строго
придерживались запрета не только на употребление скоромных блюд, но и на
всякого рода развлечения.
Великий пост — самый длинный из четырех, соблюдаемых православной
церковью. И самый строгий: нельзя есть даже постное масло и рыбу,
запрещаются курение и спиртное, все развлечения, мужья должны спать
отдельно от жен.
Строгий пост выдержать на протяжении семи недель было непросто и для
большинства людей основными блюдами были постный борщ (с грибами, рыбой
или просто маслом), капуста с маслом, картофельные, гороховые или
крупяные юшки, вареный картофель, кисель, клецки, каши. По воскресеньям
на стол ставили еще и пироги с кашей, горохом, фасолью,
картошкой, капустой или вареники с такой же начинкой. По-возможности,
употребляли много хрена, редьки, квашеной капусты и соленых огурцов.
Почти ежедневно варили компот.
Великий пост делится на седмицы, то есть недели. Каждая из которых имеет свое названия и правила, установленные церковью.
По насыщенности запретов выделяется первая неделя поста, и особенно —
его первый день – «жилавый» понедельник. Утром этого дня не завтракали, а
почти до девяти часов спали — «чтобы вдруг не нагрянул Касиян».
Последнего представляли как здоровенного мужика, который видит на весь
мир, а лучше всего тех, кто рано встает: как глянет, так и человек и
умрет.
Запрещалось в этот день употребления горячих блюд. По традиции пекли
«жиляники» — лепешки из ржаной муки, замешанные на воде и печеные без
масла: их трудно было жевать, откуда и название — «жиляники», которое
перешло и на сам понедельник, ели их, приговаривая: «чтобы жилистым
быть» с тертым хреном, заедая тертой редькой с солью. Тогда же старались
ничего не делать, особенно опасались прясть — «от пожара», «или потому
что жилы будет крутить», «чтобы не было какого уродства».
В среду на четвертой неделе поста
(«крестопоклонная» неделя) выпекали обрядовое блюдо — «кресты». Это была
разновидность пресного печенья, но в форме креста. Иногда их перед
выпечкой посыпали маком, который был известен как оберег от злых чар. В
тот же день их вкладывали в закрома с посевным зерном, частично
скармливали волам, лошадям. Так же, вместе с зерном их вывозили на поле и
(перед вспашкой борозды) закапывали по четырем углам поля. Остальные
кресты разламывали на куски и тут же, на поле, съедали, давая часть
скоту. Из запретов был широко известным ограничения ткать (прясть) в
«крестопоклонную» среду.
Вербная неделя
На предпоследнюю неделю поста, в Вербную
субботу, идя на церковную службу, несли с собой веточку вербы для
освящения в церкви. На утрени в Вербное воскресенье их забирали и, неся
домой, по дороге «били» встречных, а вернувшись домой, — каждого
домочадца, приговаривая: «Не я бью, верба бьет, через неделю — Пасха,
неподалеку красное яичко» или: «Не я бью, верба бьет, через неделю —
Пасха; расти большой, как ива, здоровый, как вода, богатый, как земля».
Этот обряд имеет в основе воспоминание о
том, как иудейский народ с ветвями финиковой пальмы, называют ее
Иерусалимской вербой, встречал Иисуса Христа за 6 дней до его смерти.
Поэтому и называют шестое воскресенье Великого поста Вербным.
Ну а в нашей стране вербу считают святым деревом, за то, что рано развивается, передает человеку силу и здоровье.
Освященную вербу держат в красном углу, закладывают за образы, потому что имеет она магическую силу:
если веточки, которые втыкают в землю, прорастают, — девушка или парень поженятся в этот год;
освященную вербу нужно было обязательно посадить, желательно у
колодца: тогда в нем будет вода хорошая. Когда в хозяйстве растет святая
верба, то здесь будет и «хлеб родится, и скот плодится»;
в Чистый четверг варили из веточек навар и до рассвета умывались им, «чтобы чистым быть»;
освященными веточками вербы выгоняли на Юрия первый раз скот на пастбище;
дымом от горящей веточки вербы окуривали дом от всяческих напастий;
иву клали в воду, в которой купали больного ребенка;
пили из нее навар, когда болит голова;
верили, что освященные ивовые ветви, брошенные против ветра, отводят бурю-грозу, а брошенные в пламя тушат пожар.
Последнюю неделю перед Пасхой называют белой, чистой или Вербной. Она наиболее важная в ритуальной практике поста.
Чтобы пышно, торжественно встретить праздник, к нему готовятся заранее. В эти дни очищают все в хозяйстве:
очищают стены домов, разрисовывают дымоход, белят дом и снаружи;
украшают бумажными или деревянными голубками и писанками красный угол;
перед образами, которые еще до Пасхи специально покупали на ярмарках, в
углу вешают также украшения из соломы — «пауки», за образы закладывают
засушенные цветы;
застилают столы, сундуки коврами, вешают их на жердь;
вывешивают лучшие праздничные полотенца; особенно — на длинные ряды
икон (специальные полотенца, изготовленные мастерами, — «образники»,
«занавески»).
К Пасхе, как и к Рождеству, родители покупали дочерям, которые были на
выданье, украшения, а маленьким детям — подарки: конфеты, пряники,
свистульки.
Чистый четверг
Самый важный день Вербной недели — четверг. Его называют Страстным или Чистым.
По сей день в некоторых домах выкатывают, выливают из воска свечи —
Троицу. Такие свечи готовят к Спасу, Крещению, чаще же — к Чистому
четвергу. Одна свеча — солнцу, другая — покойным рода, а третья — за
здоровье и счастье живых. Порой такую свечу украшали освященной на
Маковея, Троицу зеленью.
Зажженную на богослужении свечу несут домой в специальных керамических
сосудах. В народе такую свечу называют страстной. По народному поверью,
кто не донесет зажженную свечу домой, будет тому горе: если такой
свечой пользуются три года подряд, то она будет иметь больше силы.
Верили также, что зажженная в грозу, эта свеча отведет молнию.
Чудодейственную силу имел и крест,
выжженный этой свечкой — дом беда проходить, на воротах — во двор не
зайдет нечистая сила, злая собака, на ульях, — пчелы хорошо роиться
будут. Конечно крест не вытирали до следующего Чистого четверга.
В Чистый четверг купают до рассвета детей, девушки умываются в реках, озерах или в одежде заходят в воду.
А еще гадают на красоту: собираются на берегах рек, озер, ждут
рассвета. Затем раздеваются, распускают волосы и прыгают в воду,
приговаривая: «Вода, на тебе русую косу, дай мне девичью красоту».
Бытовал обычай прядения «четверговой нити». Она прялась до рассвета на
пороге дома левой рукой. При том веретено крутилось от себя, а нить
закручивалась слева направо. Такую нить считали полезной «от всякой
боли»; ней обводили вокруг поля для оберега посева от воробьев;
говорили, что если взять ее на Пасху на могилки, можно «увидеть» умерших
родственников.
Кое-где в этот день выпаривали соль, называли ее «четверговой» и специально хранили как оберег.
В Чистый четверг колют поросенка. Когда был обычай печь три пасхи —
солнцу, покойным, живым. То именно первую пекли в четверг, вторую — в
пятницу, а третью — в субботу. По еще более древним обычаям, в Чистый
четверг ели кутью.
Продолжают работу по хозяйству, по дому и в Страстную пятницу. В
последнее время это основной, (вместе с субботой) день, когда
пекут куличи.
|