Еще в раннем детстве ребенок получает представления о живой природе. Животные, растения окружают его с самого рождения. Со временем у ребенка накапливается достаточно большой объем знаний о живой и неживой природе, в том числе и о животных. Но это, в основном, конкретные сведения о наиболее характерных их особенностях и поведении. Ребенок узнает и называет животное, рассказывает о наиболее ярких особенностях строения его тела, повадках. Сведения же о животных, касающиеся сферы обитания, характера питания, сезонных изменений у детей неточные и неконкретные. К старшему дошкольному возрасту дети в среднем способны назвать от 10 до 45 животных. В большинстве среди названных оказываются птицы и млекопитающие, в значительном меньшинстве - рыбы, земноводные, насекомые, пресмыкающиеся. Имеет место факт лучшего осведомления детей об экзотических животных, чем о фауне родной местности. До 5 лет знания детей даже о хорошо знакомых животных – неглубокие и не всегда четкие. К 5-6 годам ребенок вполне способен установить связи между животным и средой его обитания, наличием характерных особенностей органов и среды обитания. Дети имеют достаточные представления о группах животных, понимают термины, обозначающие название этих групп – птицы, насекомые, грызуны, рыбы, хищники, однако понятиями – земноводные, пресмыкающиеся, либо не владеют совсем, либо имеют о них неточное представление. Иногда даже те понятия, которыми они оперируют часто, наполняют неправильным смыслом - широко, слишком узко или вообще неправильно обобщают понятия. Так, например, очень часто у детей сужается понятие «животное», оно идентифицируется с понятием «звери» или «млекопитающие». Часто дети, а порой и взрослые, путаются в понятиях «дикие животные», «хищники», «звери». Причиной тому – наличие сходных признаков у этих групп. Среди диких животных есть звери, большинство диких животных являются хищниками. Есть животные, которые вообще характеризуются всеми этими тремя понятиями – дикие, хищные, млекопитающие: тигр, лев, лиса, волк и др. Иногда, из-за отсутствия знаний, ребенок путается в классификации (крокодила считает зверем, а зайца, белку - нет, выражает нежелание признать хищниками собаку или кошку). Важно направить работу с ребенком на формирование необходимых обобщенных понятий: - учить детей делить животных на домашних и диких по их взаимосвязи с человеком; - на хищных, растительноядных, всеядных – по способу питания; - на наземных, наземно-воздушных, водных, наземно-водных – по местообитанию; - на летающих, лазающих, прыгающих, плавающих, бегающих – по способу передвижения. Такие способы группировки дают возможность упорядочить знания ребенка о многообразии мира животных. Родителям нужно помнить, что, знакомя ребенка с животными важно параллельно воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним, учить относиться заботливо, бережно, с ответственностью за их хорошее состояние. Если животное живет в доме, стимулировать желание и потребность сделать что-то хорошее ради живого существа: накормить, напоить и т.д. Формировать представление у ребенка о многообразии животного мира нужно поэтапно. Вначале ребенка знакомят с домашними животными - собакой, кошкой, коровой и т.д., учат называть этих животных и их детенышей (собака-щенки, кошка-котята, корова-теленок), учат различать части тела (голова, туловище, хвост и др.). Затем ребенка знакомят с дикими животными: медведем, лисой, зайцем, учат различать их по внешним признакам. Рассказывают о потребностях животных в тепле, свете, воде, пище. Позже знакомят ребенка с 1-2 представителями класса пресмыкающихся (ящерица, змея, черепаха), формируют представления о некоторых насекомых (бабочка, пчела, муха), расширяют представления ребенка о среде обитания животных, особенностями жизни (где живут, как добывают пищу, как передвигаются – летают, прыгают). Постепенно все эти знания углубляются и дополняются. Ребенка знакомят с формами защиты животных (уж шипением, кобра стойкой, хамелеон цветом и т.д.), видами некоторых из них (бабочка-крапивница, капустница и т.д.). Накоплению знаний о животном мире способствуют также общение со взрослыми во время наблюдений в природе, просмотр телепередач по данной тематике и интернет-источников (например www.mamam-papam.ru), посещение зоопарка, цирка и т.п. Уточнить, конкретизировать, расширить, закрепить, систематизировать знания ребенка о животном мире помогают игры. Это такие настольно-печатные игры как «Ботаническое лото», «Домино», словесные «Кто где живет?», «Кто летает, кто прыгает, кто бегает?» и другие. Игры для детей 5-6 летнего возраста «Кто где живет?» В игре используются две картинки: силуэт домика и дерева и как можно больше картинок с изображениями животных (можно заменить игрушками). В начале игры малыш должен назвать признаки домашних и диких животных. Домашние живут рядом с человеком, не боятся его, человек ухаживает за ними, выпущенные на волю эти животные часто гибнут. Дикие животные боятся человека, самостоятельно добывают себе корм, благодаря окраске, поведению приспособились к жизни в природе, защите от врагов. Далее ребенок размещает возле домика домашних животных, возле дерева – диких. Дает пояснения, почему он разместил их именно так. «Накорми друзей» Для игры необходимы картинки с изображениями животных из зоопарка, и угощений для них (можно заменить игрушками). С ребенком разыгрывается сюжет о Незнайке, который пошел в зоопарк проведать своих друзей, но не знает каким угощением порадовать каждого из животных. - Кому мед? (медведям); - Кому зерно? (гусям, курам, лебедям, лошадям); - Кому мясо? (волкам, рысям, тиграм, лисам); - Кому фрукты? (обезьянам, жирафам, слонам, кенгуру). «Кто кем был?» Для игры необходимы картинки с изображением животных и их детенышей, либо только взрослых животных, а детенышей дорисует сам ребенок. Материал для картинок: кошка-котенок, собака-щенок, свинья-поросенок, рыба-икринка, бабочка-гусеница, лягушка-головастик, лошадь-жеребенок, слон-слоненок, заяц-зайчонок, овца-ягненок, корова-теленок, медведь-медвежонок. Предложить детям выяснить может ли животное в разные периоды жизни называться по-разному. Игры для детей 6-8 летнего возраста «Хитрость природы» Для игры необходимы картинки с изображением различных животных: кенгуру, лисы, бобра, обезьяны, крота и т.д. Ребенок рассматривает картинки, находит особенности каждого животного, которые придумала им природа с целью облегчения жизни каждого из них. «Хамелеон» Взрослый рассказывает ребенку кто такой хамелеон. Поясняет, что это животное меняет окраску в зависимости от места, где находится. На коричневом бревне – коричневый, на зеленой траве - зеленый. Предлагает ребенку ответить какого цвета он станет на желтом песке, на сером камне, на полосатой коробке. «Увеличим паука» Для игры необходимы: 3-х литровая банка, пищевая пленка, резинка, вода. Паук помещается в 3-х литровую банку. Сверху горлышко не туго затягивается пленкой, делается в ней углубление, в которое наливается вода. Получилась лупа, позволяющая рассмотреть в увеличенном размере насекомое. «Рисуем аквариум свечой» Для игры необходимы: лист картона, голубая краска, свеча. Тонируем в голубой цвет лист картона, чтобы похоже было на воду в аквариуме. После того, как краска высохла, свечой рисуем аквариумных рыб, водоросли, камушки и т.д. Загудайлова Галина
|